КАВАСИЛА Нил - Страница 4

Нил Кавасила считал, что именно стремление Римских пап утвердить первенство в церкви может рассматриваться как основная причина разделения Восточной и Западной церквей: из неё проистекают все прочие догматические различия, главным из которых является вопрос Filioque. В то же время эта позиция не воспрепятствовала Нилу Кавасиле обратиться к детальнейшему рассмотрению проблемы исхождения Святого Духа. Иеромонах Феофил (Кислас) даже говорит о том, что Нил Кавасила «как никто другой дотоле» исследовал эту тему. Нил Кавасила изучал этот догматический вопрос весьма серьёзно, работал с рукописями святоотеческих творений и богословских сочинений в библиотеках Константинополя и Святой Горы Афон, отбирая необходимые материалы. К антилатинским сочинениям Нила Кавасилы исследователи относят также «Ясный и краткий ответ латинянам, предназначенный как бы [в качестве] некоего руководства для тех, кто желает бороться с ними». Это краткое сочинение было призвано помочь в полемике с латинянами, ставшей вновь актуальной в середине 1350 гг.; написано оно, по мнению исследователей, около 1356 г. Другие важным произведением (также написанным, по мнению исследователей, во второй половине 1350 гг.) являются «Слова латинян, которыми они думают доказать, что и от Сына Дух Святой исходит». Сочинение приписывалось также Мануилу Хрисолору, однако эта атрибуция признана неверной. Здесь приводятся в систематизированном виде аргументы «латиномудрствующих» XIII в. (истоки латинофильства Нил Кавасила находит в трудах патриарха Иоанна XI Векка, Константина Мелитениота и Никифора Влеммида) и собственно латинян (Фомы Аквинского, по преимуществу из «Суммы против язычников», в переводе Димитрия Кидониса). 34 аргумента заимствованы из Священного Писания, 15 являются силлогизмами, призванными доказать исхождение Святого Духа от Отца и от Сына. Иеромонах Феофил (Кисалас) высказал предположение, что 49 аргументов латинян, приведённых Нилом Кавасилом в этом сочинении, представляли собой своего рода официальное «исповедание веры» византийских латинофилов, в том числе действовавших в Константинополе в середине XIV в. и использовавших латинскую доктрину в борьбе против исихастского учения. По мнению исследователей, в этой связи Нил Кавасила составил самое большое по объёму и значительное по содержанию сочинение, посвящённое проблеме пневматологии – «Об исхождении Святого Духа»; иеромонах Феофил (Кислас) полагает, что его составлению Нил Кавасила посвятил четыре года (1358–1361 гг.). В сочинениях об исхождении Святого Духа Нил Кавасила не ограничился обычным противопоставлением аргументов и контраргументов и цитированием святоотеческих высказываний на соответствующую тему. Отвечая на утверждение Фомы Аквинского, будто исхождение Духа Святого от Сына имплицитно содержится в Никео-Константинопольском Символе веры, Нил Кавасила рассматривал проблему исхождения Святого Духа в рамках учения об отношениях Лиц Святой Троицы и, опираясь на постановления Соборов и творения святых отцов, показал, что богословское учение церкви в этом вопросе отличается цельностью и единством – от начала и до времен Фотия I Константинопольского. Именно в этом ключе написано главное антилатинское сочинение Нила Кавасилы «Об исхождении Святого Духа».

 



 
PR-CY.ru