КАЛЬДЕРОН - Страница 5

Сиприано подписывает договор с дьяволом, который якобы во исполнение обещания приводит к Сиприано ночью двойника девушки. Откинув с возлюбленной покрывало, юноша увидел в своих объятиях скелет. Любовь Хустины, устоявшей перед искушениями дьявола и не дрогнувшей перед грозящей ей смертью, приводит Сиприано к христианской вере, которую тот открыто исповедует перед наместником Антиохии. На смертную казнь в пьесе «Маг-чудодей» идут не просто преследуемые христиане, а влюблённые, узнавшие и обретшие друг друга в свой смертный час. Дьявол, один из главных персонажей в «драме о святых», демонстрирует несамостоятельность, фиктивность зла, действующего в мире лишь с соизволения Божественной воли. Являющийся в конце пьесы в своём истинном обличье дьявол (затем он проваливается под сцену) вынужден исполнить волю Божью и объявить, что кровь Сиприано, пролитая на эшафоте, стёрла кровь с договора, который он заключил с юношей, а на чести Хустины нет ни малейшего пятна. С образом дьявола связан сквозной мотив испанского театра эпохи «золотого века» (XVI–XVII вв.) – обманчивости видимого мира и иллюзорности самого театрального действия (в культуре барокко «мир – это театр»). Там, где есть переодевание, перемена лица, примеривание чужой «роли», везде присутствует дьявольская сила. В комедиях дьявол чаще всего безобиден: подсказывает необразованному крестьянину изысканные слова, дабы усугубить запутанность ситуации, подменяет деньги угольками в сундуке бедняги «грасьосо» Косме («Дама-невидимка»). В пьесе «Маг-чудодей» дьявол – воплощение мирового, «космического» зла, которое, однако, не имеет ни собственной силы, ни значения. Основное содержание его деяний – подмена, обман, узурпирование, захват чужих ролей. Дьявол делает всё, чтобы заставить студента Сиприано принять видимое за реальность, тень – за свет, отражение предмета – за сам предмет, маску – за лицо. Действовать дьявол может только замаскировавшись: в начале драмы он появляется на сцене в одежде путешествующего дворянина, потом – в обличье потерпевшего кораблекрушение и растерявшего свои богатства пирата, притворяется магом-чернокнижником, обещая в обмен на душу обучить Сиприано своей науке; закутанный в плащ, он спускается в темноте с балкона Хустины, чтобы опорочить девушку в глазах её поклонников и всего города, возникает в финале драмы на помосте, заваленном трупами казнённых по приказу римского наместника христиан (среди них и тела принявших мученическую смерть Сиприано и Хустины), в виде Смерти – Смерча и Змеи. Но главная роль, которую он безуспешно жаждет сыграть, – роль Бога. Характерно, что у Кальдерон дьявол, традиционно изображаемый коварным, хитрым и очень умным противником, терпит поражение в «учёном» диспуте с ищущим первопричину всего сущего Сиприано, поскольку разумом превзойти человека дьявол не в силах. Более того, именно разум (как и любовь) ведёт Сиприано к истине; в этом Кальдерон вполне согласуется с интеллектуалистским пафосом томизма. Единственное, на что дьявол способен, – это поставить спектакль: поднять бурю на море, передвинуть гору, сотворить фантом-призрак. Он взывает к «животной» стороне человеческой природы, которая вовлекает человека в стихию хаоса и самораспада. Наиболее трагедийны по содержанию «драмы чести» Кальдерона («Луис Перес-галисиец» («Luis Pérez el Gallego», 1628 гг.), «Врач своей чести», «Живописец своего бесчестия»), к которым примыкают народно-героические «драмы чести» (например, «Саламейский алькальд»).

 



 
PR-CY.ru