КАЛЬДЕРОН

КАЛЬДЕРОН де ла Барка-и-Барреда Гонсалес де Энао Руис де Бласко-и-Рианьо Педро (1600–1681 гг.) – испанский драматург и поэт, представитель культуры барокко. Родители – дворянин Диего Кальдерон, секретарь Совета по управлению государственным имуществом, и Ана Мария де Энао, дворянка немецкого происхождения. Когда Кальдерону было десять лет, умерла его мать, а через пять лет – отец, после смерти которого Кальдерону и его братьям пришлось вступить в долгий судебный процесс с мачехой по вопросу о наследстве. В 1605 г. Кальдерон пошёл в школу (колехио) в Вальядолиде (столица Испании в 1601–1605 гг.), но три года спустя по решению отца был переведён в иезуитскую коллегию в Мадриде, чтобы стать священником и унаследовать должность капеллана в Толедо, завещанную семье бабкой по материнской линии. Недолго проучившись в университете в городе Алькала-де-Энарес, Кальдерон стал студентом Саламанкского унисерситета, окончил его в 1618 г. со степенью бакалавра права. Отказавшись стать священником, поступил на военную службу, которую по необходимости совмещал со службой при дворах испанской знати. В 1623–1625 гг., сопровождая герцога де Фриас, побывал во Фландрии и в Италии. Участвовал во многих военных кампаниях, в частности, в осаде Фуэнтеррабии (1638 г.) и в войне против отделения Каталонии от испанской короны (1640–1642 гг.). В 1642 г., после ранения, ушёл в отставку. Занимался сочинением пьес. С 1623 г. пьесы Кальдерона ставились как в городских «площадных» театрах (корралях), так и в придворном театре (с 1634 г. – преимущественно там). Кальдерон дебютировал как автор придворной комедии «Любовь, честь и власть» («Amor, honor y poder»). Успех к нему пришёл после постановки в 1629 г. «комедии плаща и шпаги» «Дама-невидимка» («La dama duende»). Покровительство испанского короля Филиппа IV обеспечило Кальдерона заказами на сочинение пьес для постановок при дворе – сначала в интерьерах мадридского Алькасара, затем в построенном в 1632 г. театре «Колизей» в парке Буэн-Ретиро (с 1635 г. Кальдерон был директором этого театра). Особое место в его творчестве занимают одноактные аллегорические пьесы на библейские и мифологические сюжеты, приобщавшие массового зрителя к основам католического вероучения, – «священные действа» (испан. «аутос сакраменталес»), которые были предназначены для постановки на городских улицах во время католического праздника Тела Христова (первый четверг после Троицы). Самые известные «аутос сакраменталес» Кальдерона – «Божественный Ясон» («El divino Jasón», 1625 г.), «Пир царя Валтасара» («La cena del rey Baltazar», 1632 г.), «Великое торжище мира» («El gran mercado del mundo», 1635 г.), «Великий театр мира» («El mayor monstruo del mundo», 1637 г.), «Божественный охотник» («El divino cazador», 1642 г.). В 1636 г. король Филипп IV возвёл Кальдерона в члены духовно-рыцарского Ордена Сантьяго. Тогда же была опубликована «Первая часть» комедий Кальдерона, подготовленная к печати его другом и учеником Хуаном де Вера Тассисом-и-Вильярроэлем (при жизни Кальдерона были изданы ещё восемь «частей», а в 1677 г. вышло первое собрание «аутос сакраменталес»).

 



 
PR-CY.ru