КАЛЬДЕРОН - Страница 3

Пьесы Кальдерона исследователи традиционно систематизируют по генетическому (в зависимости от того, из какого источника взят сюжет пьесы) и жанрово-тематическому признакам. Согласно первому признаку, исследователи выделяют агиографические по происхождению «драмы о святых», драмы на библейские: «Волосы Авессалома» («Los cabellos de Absalón», 1633 г.), мифологические: «Зверь, молния и камень» («La fiera, el rayo y la piedra», 1652 г.), «Эхо и Нарцисс» (Eco y Narciso, 1661 г.), «Статуя Прометея» («La estatua de Prometeo», около 1668 г.)), историко-мифологические: «Великая Зенобия» («La gran Cenobia», 1625 г.), «Дочь воздуха» («La hija del aire», первая часть – до 1650 г., вторая часть – 1653 г.)) и исторические сюжеты: «Английская ересь» («La Cisma de Inglaterra», 1627 г.), а также на темы из рыцарской эпики и романсов: «Мантибльский мост» («La puente de Mantible», 1630 г.), античных и ренессансных романов (Кальдерон – автор несохранившейся комедии «Безумства Дон Кихота» («Los disparates de Don Quijote»)). По жанрово-тематическому принципу пьесы Кальдерона исследователи делят на комедии, в том числе «придворные комедии»: «Любовь, честь и власть», «Лента и цветок» («La banda y la flor», 1632 г.) и «комедии интриги»: «Дама-невидимка», «Дом с двумя выходами трудно охранять» («La casa con dos puertas, mala es de guardar», 1629 г.), «Мнимый астролог» («El astrólogo fingido», 1631 г.), «Сам у себя под стражей» («El alcaide de sí mismo», 1637 г.)), и драмы. Особое место в наследии Кальдерона занимают семейные «драмы чести»: «Врач своей чести» («El médico de su honra», 1635 г.), «За тайное оскорбление – тайная месть» («A secreto agravio, secreta venganza», 1635 г.), «Живописец своего бесчестия» («El pintor de su deshonra», 1648–1650 гг.)), крестьянские, или народные, «драмы чести»: «Саламейский алькальд» («El alcalde de Zalamea», около 1636 г.), «драмы о святых»: «Маг-чудодей» («El mágico prodigioso», 1637 г.), философские драмы: «Жизнь есть сон» («La vida es sueño», 1635 г.). Многие пьесы Кальдерона представляют собой синтез нескольких жанров (философской драмы, «драмы чести», «комедии интриги») и имеют несколько источников (историческую хронику, античную мифологию, агиографические предания). Основная религиозно-философская тема творчества Кальдерона – соотношение свободы человеческой воли и Провидения: Господь наделил человека свободой воли, но она нереализуема без связи человека с Творцом и его подчинения Провидению. Аналогично решается актуальная для Нового времени проблема о соотношении свободы личности и требований социума. Человек (особенно государь, политик, на котором лежит особая ответственность за происходящее в его владениях) у Кальдерона свободен и зависим одновременно: его главная задача – уметь хорошо сыграть отведённую ему роль в «великом театре мироздания» (так называлось одно из «аутос сакраменталес» Кальдерона), сохраняя при этом свободу выбора между добром и злом (т.е. свободу воли). Исследователи отмечают, что политические взгляды Кальдерона имеют ярко выраженную антимакиавеллистскую направленность (см. Макиавелли), т.е. политика для драматурга была неотделима от нравственности и христианской веры. Восстание сына против тирана-отца, изживающего в деспотизме собственный потаенный грех, – один из сквозных (и очень личных) мотивов в творчестве Кальдерона.

 



 
PR-CY.ru