КАЛЬДЕРОН - Страница 4

В «Поклонении кресту» («La devoción de la Cruz», до 1634 г.) против деспота-отца, сиенского горожанина Курсио, восстают брат и сестра, Эусебио и Хулия, не ведающие о своём родстве и желающие заключить брак. Оказавшись в банде разбойников (Эусебио становится предводителем банды), оба совершают много кровавых преступлений. Но покровительство креста, у подножия которого они были рождены и знак которого носят на груди, отсрочивает смерть Эусебио, павшего от рук собственного отца. Эусебио получает возможность покаяться и тем самым спасти душу. Покровительство креста спасает раскаявшуюся Хулию от смерти, чудесным образом она возвратилась в монастырь. Курсио, который когда-то чуть не убил беременную жену и лишился одного из детей, т.е. истинному виновнику случившегося, остается только засвидетельствовать могущество креста и Божественной благодати. Другие известные исследователям пьесы Кальдерона этого жанра – «Чистилище святого Патрикия» («El purgatorio de San Patricio», 1628 г.), «Стойкий принц» («El príncipe constante», 1629 г.) и «Жизнь есть сон» («La vida es sueño», 1635 г.), в которой содержатся элементы философской драмы, «драмы чести» и «комедии интриги». Для всех этих пьес характерен общий мотив – женщина, переодетая мужчиной, преследует неверного возлюбленного. Кальдерон пытается найти ответы на вопросы: что такое человек и насколько он свободен распоряжаться собой и своей судьбой, каким должен быть и как должен вести себя «совершенный правитель», благодаря чему в мире, где действуют разнонаправленные силы и воли, все же поддерживаются порядок и согласие? Осознав на собственном опыте верность мысли, что «жизнь есть сон», главный герой пьесы польский принц Сехисмундо, в младенчестве заточённый отцом, королём Басилио, в башню в безлюдном месте (Басилио поверил предсказанию звёзд об опасности, которая грозит стране в связи с рождением принца), духовно перерождается и оказывается готовым к тому, чтобы достойно исполнить роль правителя государства. Заняв престол в результате восстания, Сехисмундо жестоко подавляет возмущение, смиряет свои желания, отказывается из государственных соображений от брака с любимой девушкой и примиряется с отцом. Видящий себя в начале пьесы гигантом, готовым «разбить стеклянные окна солнца», Сехисмундо обретает истинное достоинство и власть ценой максимального самоумаления, отказа от своего «я» и своих природных порывов. Символический язык философских драм Кальдерона и его «драм о святых» во многом совпадает. Свет, солнце, заря, звезда – постоянные у Кальдерона неоплатонические символы блага, истины и красоты. В начале пьесы «Маг-чудодей» солнце, «золотой труп», находит в морских волнах свою могилу, что знаменует вторжение сатанинских сил в жизнь героев драмы – Хустины и Сиприано (в основе пьесы лежит византийское Житие святых Киприана и Иустины, казнённых во времена гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане (284–305 гг.)). В пьесе Кальдерона студент-язычник Сиприано влюблён в христианку Хустину (в отличие от св. Киприана, который взялся помочь влюблённому в Иустину юноше): эту любовь внушает ему явившийся в Антиохию дьявол, желая погубить и девушку, и юношу. Чтобы добиться любви Хустины и стать обладателем высшего знания,

 



 
PR-CY.ru