КАЛЬДЕРОН - Страница 2

Исследователи отмечают, что пьесы Кальдерона представляют собой музыкально-зрелищные действа, а его поздние «мифологические» комедии приближаются по жанру к опере или оперетте (испан. «сарсуэле»). Почти все пьесы Кальдерона (за исключением «комедий плаща и шпаги», где действие разворачивается в знакомой зрителю городской среде) предполагают изображение на сцене разного рода чудес и превращений. Пространство сцены широко раздвигается как по вертикали, где, как в средневековых мистериях, сцена делится на землю и противостоящие ей ад и небеса, так и по горизонтали, в глубину, где раскрываются символические планы происходящего – горные леса-лабиринты, бушующие моря, горящие города. В пьесах Кальдерона мир полон опасностей и угроз, главная из которых происходит от заключенной в человеческой греховной природе стихии бессознательного и природно-языческого, мучительно подчиняющейся голосу разума и Божественному Слову (разум и вера в мировоззрении Кальдерона не противостоят друг другу). Обилие символических предметов, имён, знаковых мест действия (пещера, лабиринт, дворец, пустынная местность), пророчеств и знамений – особенность произведений Кальдерона, написанных метафорическим поэтическим языком. 1644–1649 годы стали переломными в жизни Кальдерона. В связи с трауром по почившей королеве Изабелле Бурбон (ум. в 1644 г.) и вскоре скончавшемуся принцу Бальтасару Карлосу (ум. в 1646 г.) в Испании были запрещены все театральные постановки. Серьёзные перемены затронули внутреннюю и внешнюю политику страны: в 1643 г. отправлен в отставку фактический правитель Испании при короле Филиппе IV Гаспар де Гусман-и-Пименталь, граф-герцог Оливарес, которому Кальдерон открыто сочувствовал, а в 1648 г. Вестфальский мир положил конец почти двухвековой гегемонии Испании в Европе. В эти же годы у Кальдерона умерли два брата. Рождение внебрачного сына поставило под вопрос его будущее, которое он всё больше связывал с католической церковью. В 1650 г. Кальдерон стал членом Ордена францисканцев-терциариев, а в 1651 г. принял сан священника, заняв предназначенную ему отцом должность капеллана в Толедо (1653 г.). При этом Кальдерон продолжил писать пьесы, прежде всего, «аутос сакраменталес» (во второй половине 1640 гг. они преобладали в его драматургии). В 1663 г. король Филипп IV, желая постоянного присутствия Кальдерона при дворе в Мадриде, создал для него почётную должность королевского капеллана (эта должность сохранялась за ним и после смерти короля в 1665 г.). В 1660–1670 гг. Кальдерон оставался самым востребованным испанским драматургом. Свою последнюю комедию «Рок и девиз Марфисы и Леонида» («Hado y divisa de Marfisa y Leonido») он написал за год до смерти для весеннего карнавала 1680 г. Кальдерону принадлежит около 120 комедий в принятом тогда в Испании широком понимании слова «комедия», т.е. трёхактных пьес разного жанрового и тематического плана, 80 «аутос сакраменталес» и множество одноактных пьес, написанных в других жанрах. Театральный канон, в рамках которого творил Кальдерон, был разработан его старшим современником испанским драматургом Лопе де Вегой (1562–1635 гг.), но Кальдерон существенно пересмотрел его жанровый состав.

 



 
PR-CY.ru