КРЕВЗА, Кревза-Бейда (Жевуский) Лев (Лаврентий) - Страница 6

Автор приводит выдержки из трудов отцов церкви, богослужебных песнопений, сочинений церковных писателей, которыми стремится доказать первенство апостола Петра и Римского престола. Для исследователей представляет интерес рассказ Льва Кревзы о секретных переговорах об унии митрополита Михаила (Рогозы) с белорусским магнатом Фёдором Ивановичем Скуминым-Тышкевичем. Провозглашая единство униатства с Римской церковью, Лев Кревза считает униатов в этническом отношении «Русью», одновременно признаёт «русскость» православных. Лев Кревза полагает, что конфессиональный раскол Руси – это временное явление, объединение произойдёт под властью папы (Московский патриархат он считает нелегитимным). Ответом на полемический трактат Льва Кревзы стала «Палинодия» Захарии (Копыстенского), в ней православный автор подверг сокрушительной критике аргументацию Льва Кревзы. Ошибки униатского полемиста в вопросах об отношениях между Киевскими митрополитами и Константинополем, относительно Крещения Руси, церковной хронологии исправил епископ Сильвестр (Косов) в «Патерике, или Житии св. Печерских отцов» (1635 г.). Лев Кревза также является автором проповеди на погребении Иоасафата Кунцевича, которое состоялось 16–17 января 1625 г. в полоцком кафедральном соборе, «Сказание о благоговейной жизни и хвалебной смерти преосвященного в Боге отца Иосафата Кунцевича, архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского»; тогда же проповедь была напечатана (в издании автор назван номинантом на Смоленскую кафедру). Лев Кревза хорошо знал Иоасафата Кунцевича. Исследователи отмечают, что написанное сразу после смерти униатского Полоцкого архиепископа и приуроченное к его канонизации «Сказание...» отличается информативностью, содержит изложение основных фактов жизни Иоасафата Кунцевича, особенно подробно описаны последние месяцы и дни его жизни. Сделаны акценты на аскетизме Иоасафата Кунцевича, его упорстве в распространении унии, верности королевской власти, прославляется мученичество Полоцкого архиепископа. «Сказание...» принадлежит к антиправославной литературе, автор отождествляет «схизматиков» (православных) с «еретиками», считает необходимым подавление их «бунтов» различными методами, опровергает утверждение православных о справедливости возмездия Иоасафату Кунцевичу за его действия. Однако, как и в более раннем произведении Льва Кревзы, в «Сказании...» защищается обрядовая самостоятельность «русского набоженства». Поскольку Лев Кревза в Вильно тесно сотрудничал с Иоасафатом Кунцевичем, считается, что несколько произведений были созданы ими совместно. Платон Николаевич Жукович писал о возможности участия Иоасафата Кунцевича в подготовке трактата «Obrona iedności cerkiewney...». По мнению исследователей, Лев Кревза и Иоасафат Кунцевич вместе составили предисловия к двум виленским изданиям: к Служебнику (1617 г.; «Наука иереом, к порядочного отправованя службы Божие велце потребная») и к Требнику (1618 г.; «Наука в седми тайнах церковных»). Оба предисловия написаны под значительным латинским влиянием, однако опираются ещё на восточную литургическую традицию.



 
PR-CY.ru