КРЕВЗА, Кревза-Бейда (Жевуский) Лев (Лаврентий) - Страница 3

В реляции в Рим за 1627 г. сообщалось, что больше сотни священников признали власть униатского архиепископа. В то же время в отчёте в Рим в январе 1629 г. Лев Кревза докладывал, что из 3 тыс. православных приходов, расположенных на территории его епархии, сравнительно небольшая часть признаёт его власть. Для присоединения духовенства к унии архиепископ в 1631 г. направил в Стародуб протопопа Исаию, архимандритом в Успенском монастыре в Стародубе стал Варлаам Цапля, в Новгород-Северский был послан смоленский протопоп Иосиф. Практиковалось «опечатывание» (закрытие) церквей в случае отказа от перехода в униатство. Учитывая сопротивление населения, а также приграничное положение своей епархии в условиях начавшейся Смоленской войны с Россией, в 1632 г. Лев Кревза открыл «запечатанные» церкви. Во время Смоленской войны Речь Посполита признала униатскую и православную церкви равноправными. В привилее короля Владислава IV Вазы от 9 февраля 1633 г., данном Льву Кревзе, были обозначены пределы власти униатского Смоленского архиепископа. В документе перечислены монастыри и церкви Смоленщины, которые передавались под власть униатской кафедры, любой формы собственности, кроме новопостроенных римско-католических костёлов. Архиепископ получил исключительное право церковного суда, а также разрешение на основание церквей, монастырей, школ и братств. Привилей установил монополию униатской церкви над всем духовенством Смоленщины восточного обряда. В привилее были очерчены отношения с Римом и униатским митрополитом, а также с православными, которые прибывали в край. Льву Кревзе был передан полуразрушенный собор в Смоленском кремле с имениями. 2 января 1634 г. Владислав IV Ваза подтвердил «Прерогативу» 1623 г. Подтверждение было выдано королём по ходатайству смоленской шляхты и дополнено запретом строить «схизматические» церкви и протестантские «зборы», устраивать какие-либо собрания людей, не принадлежащих к «католической религии». По условиям других привилеев Лев Кревза получил подтверждение на все имения кафедры и даже приобрёл новые владения. Смоленские мещане должны были позаботиться о восстановлении церкви св. апостолов Петра и Павла; под опеку кафедры переходил монастырь Рождества Пресвятой Богородицы под Невелем; за архиепископом закреплялась протопопия (наместничество) в Стародубе. Были подтверждены прерогативы униатского смоленского капитула, его глава (смоленский протопоп Матфей Яковлевич Останков) получил имения в Смоленском уезде. В 1635 г. привилегии Смоленской униатской епархии были подтверждены. Исследователи полагают, что ещё в 1624 г. Лев Кревза основал в Смоленске монастырь, который к 1635 г. стал архимандритией, в том же году получил «наданья» (земельные наделы) и был передан Стефану Властовичу, одному из соратников архиерея. Обитель должна была стать центром монашеской жизни Смоленщины. Значительные пожалования получили соратники Льва Кревзы Матфей Яковлевич Останков и Иосиф Григорьевич. В результате положение униатской церкви на Смоленщине укрепилось.

 



 
PR-CY.ru