КРЕВЗА, Кревза-Бейда (Жевуский) Лев (Лаврентий) - Страница 2

Православные храмы в Смоленском кремле перешли к католическим монашеским Орденам, в 1621 г. на Смоленщине появились василиане. В 1614 г. смоленские православные священники, соглашаясь перейти в унию, просили оставить им хотя бы один городской храм. В соответствии с «Прерогативой» короля Сигизмунда III Вазы от 12 марта 1623 г. в Смоленском воеводстве и Северской земле устанавливался особый порядок – здесь были разрешены только латинский обряд и униатство. «Прерогатива» была выдана в ответ на два ходатайства смоленской польской шляхты, выдвигавшиеся на сеймах. В таких условиях создавалась Смоленская униатская епархия, которая должна была заменить православную кафедру после кончины православного архиепископа Сергия (ум. в 1623 г.; 20 марта 1621 г. архиепископ Сергий был признан королевской грамотой Смоленским архиереем, предположительно он мог принять к тому времени унию; по некоторым данным, архиепископ Сергий при утверждении получил лишь десятую часть имений кафедры). Лев Кревза был назначен на Смоленскую епархию по инициативе митрополита Иосифа Рутского. В феврале 1624 г. в одном из писем униатский митрополит сообщил, что на место умершего архиепископа Сергия назначен Лев Кревза, 6 мая Иосиф Рутский писал в Конгрегацию распространения веры в Рим о том, что направил соответствующее обращение польскому королю. В грамоте 1625 г. (до 23 марта) Сигизмунд III Ваза назвал Смоленского униатского архиепископа правопреемником архиепископа Сергия. Лев Кревза был хиротонисан в последнее воскресенье Великого поста 1627 г. (прибыл на Смоленщину в 1624 г.). Лев Кревза был поставлен с целью распространения унии. Под его власть передали все «греческие» церкви в бывших Смоленском, Северском и Черниговском княжествах. Об архиерейской деятельности Льва Кревзы исследователям известно из реляций, которые направлялись в Рим. Первоначальной его задачей было развитие униатской епархии, которая попала в неравноправное положение по сравнению с римско-католическими структурами. Обращаясь в Рим, Лев Кревза стремился получить в распоряжение своей кафедры те земли, которые принадлежали прежде православной церкви, а затем были отданы латинским церковным учреждениям. Он возмущался, что не располагает ни одним храмом в городе, требовал передачи ему смоленского кафедрального собора; считал, что такое положение подрывает престиж униатской церкви и усложняет процесс обращения в унию местного населения. Усилия Льва Кревзы встретили непонимание в Риме и сопротивление властей Речи Посполитой. Архиепископу удалось получить только село Капустинское, которое было когда-то подарено кафедре королём Александром Ягеллончиком. Униатской кафедре не был передан ни один храм в городе. В конце правления Сигизмунд III Ваза выделил для обеспечения смоленского «русского» капитула сотню уволок земли в селе Топоров (римско-католический капитул имел 1749 уволок земли). Источники содержат не много информации об усилиях Льва Кревзы по распространению унии на Смоленщине. В русских документах сообщается о том, что летом 1624 г. он был в Дорогобуже, где «попов всех велел збирать» и говорил, чтобы «они веру русскую покинули», иначе их будут «от поповства отставливать».

 



 
PR-CY.ru