КРЕВЗА, Кревза-Бейда (Жевуский) Лев (Лаврентий) - Страница 4

Вследствие усилий Льва Кревзы даже в отдалённых частях Смоленщины к середине XVII в. признавали власть униатского архиепископа. В значительной степени этому способствовала поддержка государственной власти (в лице смоленского воеводы Александра Госевского) и смоленской шляхты. По привилею 1625 г. в сферу влияния униатского епископа попала Новгород-Северская земля. 25 марта 1626 г. была восстановлена Черниговская архимандрития, предоставленная униату Кириллу (Транквиллиону-Ставровецкому). Её центром стал василианский Елецкий черниговский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, архимандрития получила 115 уволок земли в разных районах Черниговской волости. Привилей требовал хранить «послушание и единство с Костелом римской традиции». Впоследствии униатскому духовенству начали предоставлять также отдельные храмы. Королевские привилеи, относившиеся к черниговским и новгород-северским землям, обязывали русское духовенство подчиняться униатскому Смоленском архиепископу. Получив православный Спасский монастырь в Новгороде-Северском (до 1630 г.), архиепископ 15 апреля 1631 г. добился предоставления ему в том же городе монастыря Святой Троицы, с обеспечением имениями. В инструкции послам от казачества на сейм 1632 г. отмечалось, что в Северской земле чинятся препятствия православному богослужению. Насильственные меры по переводу в унию, применявшиеся Львом Кревзой, привели к усилению миграции населения из черниговских и северских земель в Россию. Начало Смоленской войны с Россией (1632 г.) положило конец политике Льва Кревзы по насаждению унии. С началом войны деятельность униатской церкви на Смоленщине была затруднена, значительная часть епархии была занята русскими войсками, в плен к русским попал архимандрит Варлаам Цапля. Осенью 1632 г. до Льва Кревзы дошли слухи, что король может разрешить «схизматикам» иметь церковь в Смоленске. Со стремлением противодействовать таким решениям была связана поездка Льва Кревзы на коронационный сейм в начале 1633 г. В мае 1634 г. по ходатайству местных православных шляхтичей Владислав IV Ваза разрешил устроить при церкви св. князей Бориса и Глеба на Смядыни монастырь, который получил бы такие же свободы, которыми пользуется Виленское братство. При строившемся храме поселились монахи. Смоленская шляхта, собравшись на сеймик 4 января 1636 г., приняла решение «церковь уничтожить до основания, что и было сделано». Могилёвскому и Мстиславскому епископу Сильвестру (Косову) было запрещено посетить Смоленск, раньше туда не был допущен митрополит Пётр (Могила). Смоленский архиепископ участвовал в делах униатской Киевской митрополии, в частности, в подготовке новой унии с православными. 6 сентября 1626 г. как наречённый Смоленский епископ Лев Кревза присутствовал на Кобринском соборе униатской церкви, где обсуждались планы новой унии. Лев Кревза пожертвовал 500 флоринов на основание русской семинарии. Следующий объединительный собор был запланирован на 1629 г. 9 июля 1626 г. униаты, в том числе Лев Кревза, съехались на предварительное совещание в Фалемичах близ Владимира-Волынского.

 



 
PR-CY.ru