КРЕВЗА, Кревза-Бейда (Жевуский) Лев (Лаврентий)

КРЕВЗА, Кревза-Бейда (Жевуский) Лев (Лаврентий; ум. около 1639 г.) – униатский епископ Смоленский и Черниговский, писатель-полемист. Лев Кревза происходил из Подляшья (современная Польша), родился в русской дворянской семье герба Кшивда. Его предки владели селом Жевуски (Жевушки?) близ современного Константынува (свидетельства с 1541 г.). Одна из ветвей семьи основала селение Бейда (Бейды) вблизи села Морды. Род Жевуских (Жевуские-Бейды, упоминаются с 1550 гг.) известен также как Кревзы (Kreuza). О происхождении последнего прозвища сообщил униатский митрополит Иосиф Вельямин Рутский в письме к вице-канцлеру Петре Сапеге от 26 ноября 1623 г.: дед Льва Кревзы имел прозвище Криуша, оно закрепилось за его потомками, во время учёбы Льва Кревзы в Риме прозвище было латинизировано. Дата рождения Лаврентия Кревзы исследователям неизвестна, ко времени своей смерти в 1639 г. он достиг «крайней старости». Первые документальные свидетельства о нём относятся к началу 1603 г. – когда он прибыл для обучения в Рим, Лаврентий Кревза отмечен в числе слушателей Греческого коллегиума. Предположительно на рубеже XVI и XVII вв. Лаврентий Кревза перешёл из православия в унию. Он оставил обучение в 1609 или 1613 г. по состоянию здоровья. О своей учёбе Лев Кревза вспоминал в сочинении «Защита церковной унии, или Доводы, показывающие, что греческая Церковь должна быть объединена с латинской»: вместе с другими русскими студентами он дал клятву твёрдо держаться своей веры (не принимать римо-католицизма). Вернувшись в Речь Посполиту (вероятно в 1613), Лаврентий Кревза принял монашеский постриг с именем Лев в виленском во имя Святой Троицы монастыре (с 1609 г. – в унии), присоединился к василианам, помогал митрополиту Иосифу Рутскому и архимандриту Иосафату Кунцевичу в устройстве новоучреждённого Ордена св. Василия Великого. Лев Кревза принимал участие в работе первых капитулов василиан (Новогрудок, 1617 г.; Лавришево, 1621 г.; Рута, 1623 г.; Жировицы, 1629 г.; Вильно, 1636 г.), на которых были заложены организационные основы Ордена. В 1617 г. Лев Кревза стал архимандритом Свято-Троицкого монастыря и ректором Виленской униатской семинарии. В том же году опубликовал сочинение «Obrona iedności cerkiewney...», которое наряду с произведениями Ипатия Потея и Иосифа Рутского было призвано укреплять позиции унии (сочинение было написано после объявленного в 1616 г., но не состоявшегося публичного диспута униатов с православными; на собрание пришло немало жителей Вильно, которым из-за бойкота диспута со стороны православных пришлось слушать только униатов; в книге Льва Кревзы были подробно изложены аргументы униатской стороны). О деятельности Льва Кревзы до 1624 г. сведений мало. Исследователям известно, что он путешествовал по Смоленщине и Черниговщине, вероятно, пропагандируя унию. После присоединения Смоленщины к Речи Посполитой в 1611 г. было создано Смоленское воеводство, что сделало возможным распространение католицизма и унии на традиционно православных землях. В начале 1620 гг. часть церковных имений края, конфискованных у православных монастырей и смоленского собора, была передана шляхтичам – офицерам польской армии, получившим пожалования на Смоленщине после её присоединения к Речи Посполитой, и католическим духовным учреждениям (прежде всего, иезуитам). Эта шляхта могла служить опорой для Льва Кревзы в его борьбе со сторонниками православия.

 



 
PR-CY.ru