КРЕВЗА, Кревза-Бейда (Жевуский) Лев (Лаврентий) - Страница 5

14 октября 1629 г. митрополит Иосиф Рутский провёл совещание с Антонием (Селявой), Львом Кревзой и Рафаилом Корсаком в селе Белополь на Волыни, где было решено принять участие в объединительном Соборе. 28 октября 1629 г. такой Собор открылся во Львове, однако объединение не произошло не только из-за позиции православных, но и из-за несогласия Рима. В источниках, касающихся переговоров об «универсальной унии» между униатами и православными в 1630 гг., Лев Кревза не упоминается. Существуют свидетельства о его временном сближении с Мелетием (Смотрицким), который встретился с Львом Кревзой в Смоленске перед публикацией своего сочинения «Апология путешествия на Восток» (Львов, 1628 г.). Точная дата смерти Льва Кревзы исследователям неизвестна. Принято считать, что он скончался в 1639 г. и был похоронен в смоленском кафедральном соборе. Льву Кревзе приписывается значительное число полемических сочинений. Определённо его авторство засвидетельствовано для двух произведений. Самым известным исследователи называют трактат «Obrona iedności cerkiewney...». Сочинение состоит из четырёх частей, которые делятся на разделы. В произведении впервые изложена униатская версия русской церковной истории, призванная доказать правомочность Брестской унии 1596 г. На трактат оказали влияние сочинения Иоасафата Кунцевича «О старшинстве Петра» и «О крещении Владимира», поэтому значительное место в труде Льва Кревзы занимает обращение к эпохе Киевской Руси, благодаря которому автор хочет доказать изначальное принятие Русью христианства из Рима. Лев Кревза излагает концепцию трёхэтапной христианизации Руси. Первое крещение произошло в эпоху Рюрика, Аскольда и Дира, Константинопольского патриарха Игнатия, императора Василия Македонянина, равноапостольных Кирилла и Мефодия. По мнению Льва Кревзы, Русь была крещена не «схизматиком» патриархом Фотием, а преданным Риму патриархом Игнатием, Кирилл и Мефодий получили благословение на создание славянского богослужебного языка от папы Адриана и были им посланы в славянские страны. Два последующих этапа христианизации Руси автор не раскрыл, «забыв» о крещении страны равноапостольным князем Владимиром (Василием) Святославичем. Как и другие представители этого поколения униатских иерархов, Лев Кревза был заинтересован в сохранении и особого обряда, и богослужения на славянском языке, отсюда своеобразная апелляция к кирилло-мефодиевским традициям. В первом издании «Obrona iedności cerkiewney...» цитировалось пространное Житие Константина-Кирилла, которое Лев Кревза нашёл в рукописном собрании Супрасльского монастыря. В разделе «Что произошло на Руси после принятия святого христианства» Лев Кревза привёл имена 16 Киевских митрополитов XIII–XVI вв., которые, по его мнению, находились в канонических отношениях с Римом (список заканчивается Ипатием Потеем); автор высоко оценивает их деятельность. Митрополитов, враждебных к Риму, Лев Кревза считает хотя и благочестивыми, но «неучёными простаками».

 



 
PR-CY.ru