КРЕАЦИОНИЗМ - Страница 4

В России дискуссии об эволюции велись в православной среде ещё до 1917 г. и возобновились в настояще время. Положительно об идее теистического эволюционизма высказывались как представители академического богословия, так и светские мыслители: протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский, Владимир Николаевич Ильин, профессор Николай Николаевич Фиолетов, протоиерей Стефан Ляшевский (ум. в 1986 г.), митрополит Иоанн (Вендланд), протоиерей Глеб Александрович Каледа, протоиерей Николай Павлович Иванов, архиепископ Михаил (Мудьюгин) и др. Протоиерей Александр Мень излагал Шестоднев в свете данных науки. Отталкиваясь от высказывания Филарета (Дроздова) о принципе постепенного образования при творении, он усматривал в этом процессе три поэтапных творческих акта: 1) появление материи в результате «Большого взрыва» и дальнейшее развитие космоса – формирование галактик и планет; 2) возникновение жизни сначала в водной стихии, затем на суше; 3) появление человека. По мнению протоиерея Александра Меня, «величественная картина мировой эволюции, увенчанной созданием человека, не только не ослабляет религиозный взгляд на творение, но обогащает его, раскрывая бесконечную сложность становления твари». Протодиакон Андрей Кураев, указывая на соответствие эволюционного подхода святоотеческому учению о синергии, выступает за дифференцированную оценку: «Борьба против дарвиновской теории эволюции не есть борьба против феномена развития и усложнения в нашем мире как такового». Критика теистического эволюционизма раздаётся со стороны как религиозных, так и нерелигиозных писателей. Первые считают, что признание эволюции – отступление от христианских догматов и святоотеческого предания, ересь, ставящая под сомнение историчность Адама, первородного греха и, как следствие, учение церкви об искуплении и целый ряд текстов Нового Завета (например: Рим. 5:14; 1 Кор. 15:22, 45). Вторые (например, Б. Рассел, Р. Докинз) полагают, что здесь нарушается принцип «бритвы Оккама»: если эволюция и без участия Бога объясняет происхождение мира, то Бог как объяснение его причины не нужен. Современное естествознание не может доказать бытие личностного трансцендентного всемогущего Творца мира, поскольку это вне компетенции науки, но высказывается в пользу Его существования, например, путём законной телеологической экспликации достижений науки, в частности, через широко известный «антропный принцип» (см. в ст. Апологетика). Однако научным креационизмом именуется, главным образом, возникшее в первой четверти XX в. в среде американских протестантов-фундаменталистов течение, пытающееся с помощью современной науки доказать молодой возраст Земли и потому носящее также название «младоземельного креационизма» (Young Earth Creationism). К другим его постулатам относятся: возникшее с самого начала постоянство видов; недостаточность мутаций и естественного отбора для развития всех живых существ из одного организма; наличие изменений только в рамках фиксированных пределов сотворённых видов растений и животных; раздельное происхождение обезьян и человека; объяснение геологии Земли, геологических формаций и изменений с помощью теории катастроф, включающей Всемирный потоп. С целью научной апологетики христианского вероучения в 1972 г. в городе Сан-Диего был создан Институт креационных исследований (Institute for Creation Research). В научном мире отношение к этому направлению скептическое. Критики подчёркивают, что среди его приверженцев нет не только ни одного лауреата Нобелевской премии в области естественных наук, но и крупных учёных.

 



 
PR-CY.ru