КРЕАЦИОНИЗМ - Страница 2

Согласно «Основам социальной  концепции Русской Православной Церкви», приемлемой моделью отношения науки и религии, в том числе в вопросе о происхождении мира, являются независимость и диалог: «Научное и религиозное познание имеют совершенно различный характер. У них разные исходные посылки, разные цели, задачи, методы. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборствовать. Ибо, с одной стороны, в естествознании нет теорий атеистических и религиозных, но есть теории более или менее истинные. С другой – религия не занимается вопросами устройства материи. ...По своей природе только религия и философия выполняют мировоззренческую функцию, однако её не берут на себя ни отдельные специальные науки, ни всё конкретно-научное знание в целом. Осмысление научных достижений и включение их в мировоззренческую систему может иметь сколь угодно широкий диапазон – от вполне религиозного до откровенно атеистического». В спектре существующих направлений креационизма, идущих по пути согласования библейского Шестоднева с современным естествознанием, три – наиболее характерны. Многие разработанные в их рамках аргументы используются в апологетике различных христианских конфессий, в диалоге и полемике с представителями научного мировоззрения по вопросам происхождения мира и человека. Эти направления имеют схожие черты, т.к. утверждают телеологичность (целесообразность) всякой вещи в мироздании, но выражают это убеждение по-разному. Представители теистического эволюционизма (иногда – эволюционный теизм) признают эволюционный процесс во вселенной, но полагают, что он направляется Богом. Это наиболее – распространённая естественнонаучная интерпретация библейского Шестоднева как постепенного, длящегося долгие периоды творения природы, соответствующие «дням творения». Концепция широко распространена в католицизме и протестантизме. Начала глобального эволюционизма как объяснительного принципа появления мироздания можно обнаружить в XVIII в. в наследии интенданта Парижского ботанического сада Жоржа-Луи Леклерка де Бюффона. В изданной им 36-томной «Всеобщей и частной естественной истории» («Histoire naturelle, générale et particulière, avec la description du Cabinet du Roi», Париж, 1749–1789 гг.) сделана попытка собрать отдельные факты из всех отраслей естествоведения и воспользоваться ими для выяснения системы природы. Положив конец смешению теологии с естествоведением, он писал о естественном происхождении Солнечной системы, Земли и жизни на планете, в том числе о происхождении человека от обезьяны. В XIX в. Герберт Спенсер в «Основных началах» («First Principles». Лондон, 1862 г.) высказал идеи глобального эволюционизма, всеобщих законов эволюции и применил их к биологии, психологии, социологии и этике. Глобальный эволюционизм стал отправной доктриной в «Творческой эволюции» («L'Évolution créatrice». Париж, 1907 г.) Анри Луи Бергсона и «Феномене человека» («Le Phénomène humain». Париж, 1955 г.) католического священника Пьера Тейяра де Шардена. Их труды прошли длительную рецепцию в западном христианском мире – от осторожного отношения, неприятия и осуждения до постепенного включения в некоторые альтернативные неотомизму концепции.

 



 
PR-CY.ru