КРЕАЦИОНИЗМ

КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. «creatio» – «творение») – религиозно-философское учение, которое основывается на признании происхождения мира через творение всемогущим Творцом. Термин «креационизм» возник в XIX в. в ходе полемики методистов и баптистов юга США с атеистами и агностиками, отрицавшими божественное происхождение мира. История креационизма (если его понимать шире – как учение о происхождении мира через действие высших сил) неразрывна с историей религии: учение о творении мира является существенной частью большинства религиозных систем. Однако строгое следование учению о творении предполагает происхождение мира от трансцендентной причины и веру в личного всемогущего Творца. Именно в авраамистических религиях (иудаизме, христианстве, исламе) появляется учение о том, что творение и Творец не совечны, что творение мира происходит из ничего (ex nihilo), что Бог провиденциально заботится о сотворённом мире. В силу строгого определения креационизма деизм, пантеизм, нетеистические религиозно-философские учения не могут быть классифицированы как креационистские. Промежуточное положение занимает панентеизм, согласно которому Бог через творение мира различным образом проявляет Себя, одновременно трансцендентен и имманентен миру – имманентен Своими действиями, трансцендентен сущностью. Отличие христианского креационизма от его интерпретаций в философии и нехристианских религиозных доктринах состоит в догмате об участии всех Лиц Святой Троицы в сотворении мира из ничего. Второй член Никео-Константинопольского Символа веры особо подчёркивает действие Сына при творении: «Им же вся быша». Ириней Лионский говорит об этом так: «Творец же мира есть Слово Божие, и это Господь наш, Который в последние времена сделался человеком и существовал в этом мире, невидимо же содержит всё сотворённое и внедрён во всём создании, потому что Слово Божие всем управляет и располагает; и для того Он видимо пришел к своим, и стал плотию, и простёрся на древе, чтобы всё восстановить в Себе». С развитием современного естествознания креационизм стал подвергаться критике. Традиционному библейскому представлению о сотворении мира за шесть дней (Быт. 1) противопоставляются научные эволюционные теории, предполагающие, в частности, миллиарды лет существования вселенной, её самовозникновение и саморазвитие. Возникает ситуация, в которой становится необходимым либо выбор между библейским и научным мировоззрениями, либо согласование этих фундаментальных картин мира. Притом если игнорирование научных результатов как противоречащих Библии ведёт к маргинализации религии и изоляции её приверженцев от общества, то отвержение религиозного мировоззрения как антинаучного ведёт по пути атеистического свободомыслия, что подтверждают примеры научных доктрин из различных эпох вплоть до работ известных представителей современного атеизма: Ричарда Докинза, Ноама Хомского, Стивена Вайнберга. Поэтому многим верующим попытка представить общую картину мира, соединяющую в себе черты науки и религии, видится наиболее приемлемым подходом. На пути согласования библейского и научного мировоззрений Джон Полкинхорн насчитывает не меньше шести моделей: конфликт, независимость, диалог, интеграция, гармония, ассимиляция.

 



 
PR-CY.ru