КАРЛОВАЦКИЙ СОБОР - Страница 9

Положение предусматривало образование при управляющем церковным округом (епархией) архиерее Епископского совета под его председательством из двух избранных на епархиальном собрании клириков и мирянина (при необходимости – из трёх клириков и двух мирян). При невозможности провести выборы членов Епископского совета они должны были назначаться епископом и утверждаться ВЦУЗ. Представители духовенства и мирян приходских общин округа созываются правящим архиереем на общие церковные собрания, которым присваиваются права епархиальных собраний Православной Российской Церкви. Решение вопросов о назначении архиереев для окормления русских беженцев в Греции и во Франции, а также о границах зарубежных епархиальных округов Собрание передало на усмотрение ВЦУЗ. На том же заседании (30 ноября) проходило обсуждение составленного в отделе духовного возрождения России обращения «К чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим». В нём говорилось, что долг русских людей на чужбине – «быть едиными в христианском духе, собранными под знамёнами Креста Господня, под сенью Веры Православной, в уставах церкви русской». Кроме молитв о прощении тяжких грехов, о просветлении разума светом истины, об указании пути спасения родной земли, о защите веры и церкви русские беженцы призывались и к молитве Господу – «да вернёт на всероссийский Престол Помазанника, сильного любовью народа, законного православного Царя из Дома Романовых». Обращение стало наиболее резонансным документом, принятым Зарубежным Церковным Собранием. Прямое указание на необходимость реставрации в России монархии с династией Романовых вызвало жаркие споры ещё в предыдущие дни, на стадии обсуждения проекта обращения. Против такой формулировки решительно выступал архиепископ Евлогий (Георгиевский), указывая, что советские власти будут использовать политическую декларацию Зарубежного Церковного Собрания для обоснования репрессий против Русской церкви на родине: «Поберегите Церковь, Патриарха... Заявление несвоевременно. Из провозглашения ничего не выйдет. А как мы отягчим положение! Патриарху и так уже тяжело». Фактически по отношению к вопросу о допустимости для Зарубежной церкви занимать ярко выраженную политическую позицию Собрание разделилось на две части – выступавшее за указание в документе желательности восстановления династии Романовых большинство и возражавшее против этого меньшинство. О происшедшем разделении мнений говорил архиепископ Анастасий (Грибановский): «В Отделе заговорил дух великих строителей земли Русской, и вынесено было единогласное решение относительно необходимости восстановления монархии в России. Но большинство членов находило необходимым не останавливаться только на признании принципа, а довести принцип до его логического конца. Оно считало необходимым указать если не лица, то династию Романовых, в отношении которых мы связаны не только глубоким почитанием, но и присягой. Не так мыслило меньшинство: оно думало, что поднимать вопрос этот, значит, низводить авторитет Церкви».

 



 
PR-CY.ru