КАРЛОВАЦКИЙ СОБОР - Страница 6

По мнению Н.М. Зёрнова, выборные от церковных округов, встретившиеся только в Сремски-Карловци, не сумели противостоять прибывшим сплочённой группой членам Высшего монархического совета, которые смогли навязать Зарубежному Собранию свою политическую линию. На четвёртом заседании (26 ноября) граф П.Н. Апраксин представил проект Положения о высшем церковном управлении за границей. После коротких прений по отдельным формулировкам Собрание приняло «Положение о Высшем церковном управлении за границей». Согласно ему, управление делами Русской православной церкви за границей принадлежало наместнику патриарха Всероссийского совместно с Русским Заграничным Синодом и Церковным Советом (о принятом 13 октября патриархом Тихоном и Священным Синодом решении отклонить предложение ВЦУЗ об учреждении должности Патриаршего наместника в Сремски-Карловци ещё не было известно). По утверждённому Положению председательствующий в Русском Заграничном Синоде и Церковном Совете наместник должен был назначаться патриархом и быть подотчётным ему, а также заграничным церковным съездам и Соборам. Патриарх также должен был утверждать состав Синода из русских зарубежных иерархов. Предусматривалось, что все русские архиереи, приезжавшие на заседание заграничного Синода, могли участвовать в его работе с правом решающего голоса. Церковный Совет должен был состоять из председателя-наместника, выбранного им архиерея из состава Синода, двух клириков и двух мирян, избранных заграничным Собором. Особо отмечалось, что «во всех своих действиях Высшее Церковное Управление за границей руководствуется положениями, изложенными в определении Всероссийского Церковного Собора о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете, принятом 7 декабря 1917 г.». На том же заседании выступил архиепископ Анастасий (Грибановский) по поводу голода в России (о ситуации с голодающими в Поволжье и других областях в 1921 г. см. в ст. Изъятие церковных ценностей). Митрополит Анастасий (Грибановский) призвал к сдержанности, отметив, что «не следует увлекаться политикой здесь, которая может повести к распрям и разделению». Тем не менее, его выступление носило ярко политический характер. В постигших Россию бедствиях митрополит Анастасий (Грибановский) видел целенаправленные антинародные действия советских властей: «Как помочь голодающему населению, нашим страждущим братьям в России; просить, убеждать палачей оставить, прекратить мучения – это всё равно, что желать, чтобы тигр выпустил из зубов свою жертву, обращаться с пожеланиями к самому страждущему населению, – конечно, бесполезно; но у нас есть одно средство – обратиться с воззванием ко всему миру; он не должен допустить вымирания русского народа; конечно, мы не можем сказать красноречивее того, что сказал Святейший Патриарх Тихон в своём воззвании, но мы должны и можем сказать сильнее то, чего не мог сказать он в своём положении; мы должны сказать, что бедствия, переживаемые русским народом, есть результат дикого, развратного, кровавого режима палачей России». Также митрополит Анастасий (Грибановский) предложил призвать русских беженцев ни в коем случае не идти на примирение с большевизмом: «Никто из нас не имеет права переступить порог советский для союза, ибо это уже не союз, а вражда против Бога; мы должны противодействовать этому соблазну».

 



 
PR-CY.ru