КРАСНИЦКИЙ Владимир Дмитриевич - Страница 4

В качестве лидера «Живой Церкви» В.Д. Красницкий сумел выйти на первое место среди других обновленческих руководителей. По его инициативе был организован институт уполномоченных ВЦУ, ответственных за утверждение обновленческой власти на местах. Сам В.Д. Красницкий стал уполномоченным ВЦУ по Московской церковной области. На собраниях духовенства московских благочиний он требовал исполнения решений ВЦУ. Выступавшие против этого вскоре арестовывались. В.Д. Красницкий не скрывал своих связей с ГПУ и открыто угрожал репрессиями оппонентам. С июня 1922 г. начались регулярные поездки В.Д. Красницкого в епархии, где он устанавливал власть ВЦУ такими же репрессивными методами. В июне-июле того же года он был основным свидетелем обвинения на Петроградском процессе, который завершился казнью митрополита Вениамина (Казанского) и трёх других священномучеников. В августе того же года В.Д. Красницкий стал настоятелем московского храма Христа Спасителя. Современники отзывались о В.Д. Красницком как об умном, энергичном, о расчётливом и беззастенчиво циничном карьеристе, лишённом каких-либо моральных принципов. Его имя было особенно ненавистно православным верующим. В.Д. Красницкий имел дурную репутацию даже среди деятелей обновленчества, которые считали, что он дискредитирует их движение. Обосновывалось мнение, что В.Д. Красницкий, несмотря на свою душевную деградацию, всё же сохранил веру, однако и в этом случае религиозные взгляды В.Д. Красницкого были уже не вполне православными. Возглавляемая им «Живая Церковь» требовала изменения всех сторон церковной жизни, в том числе пересмотра догматики и литургики, включая «обеспечение свободы пастырского творчества в области богослужения». Демагогически представляя себя защитником белого духовенства, В.Д. Красницкий крайне резко выступал против монашества, обвиняя его в «контрреволюционности», требовал предоставления приходскому клиру права занимать архиерейские кафедры («женатый епископат») и иметь определяющее значение в высшем и епархиальном церковном управлении. На состоявшемся в августе 1922 г. всероссийском съезде группы «Живая Церковь» были приняты резолюции о закрытии всех монастырей, монашествующим предлагалось снять с себя обеты и жениться. Также были приняты резолюции о «женатом епископате» и второбрачии духовенства. Согласно резолюции «О церковной контрреволюции», предписывалось высылать из епархий всех противников обновленчества и распускать приходские советы, не признающие ВЦУ. 17 августа, после окончания съезда, В.Д. Красницкий во главе делегации «живоцерковников» был принят М.И. Калининым. Скандальные резолюции съезда «Живой Церкви» вызвали раскол внутри обновленчества. Один из лидеров обновленцев, епископ Антонин (Грановский), выступил резко против «Живой Церкви» и лично В.Д. Красницкого, которого называл «жандармом в рясе». О солидарности с Антонином (Грановским) объявили петроградские обновленцы во главе с А.И. Введенским. Антонин (Грановский), а позднее А.И. Введенский стали во главе самостоятельных обновленческих организаций – «Союза церковного возрождения» и «Союза общин древнеапостольской Церкви». 28 сентября В.Д. Красницкий обратился в ГПУ с просьбой об аресте Антонина (Грановского) и о его высылке из Москвы, но получил отказ. После этого В.Д. Красницкий был вынужден признать, что «Живая Церковь» не претендует на роль единственной руководящей силы среди обновленцев. Влияние В.Д. Красницкого было сильно ограничено, хотя на пленуме ВЦУ 29 октября 1922 г. он был переизбран заместителем председателя и назначен ответственным за всю административную деятельность ВЦУ.

 



 
PR-CY.ru