КОСТЕЛЬНИК Гавриил Фёдорович - Страница 7

Православная церковь всегда была непогрешимой в области вероучения и «не имеет никакой исторической фальши», «у неё самый богатый и красивый правильно поставленный и развитый культ», являющийся «гениальным творением греческого духа». Однако западный человек не имеет даже самого общего представления о богатстве греческой церкви, т.к. он «одурманен своим гордым клиром, с предупреждением относится ко всему “схизматическому”». Поэтому для возрождения церкви в мире необходимо пустить греческую церковь на Запад, чтобы там узнали о ней. Г.Ф. Костельник предсказывал, что в будущем Римская церковь расколется, и её часть соединится с православной церковью. К середине 1930 гг. негативный взгляд Г.Ф. Костельника на католичество практически сложился. Он предвидел, что рано или поздно униаты воссоединятся с православной церковью. Однако Г.Ф. Костельник сознавал, что у него немного сторонников, и поэтому считал публичные выступления против униатства преждевременными. Тем не менее, когда в 1936 г. Г.Ф. Костельнику впервые за несколько лет предложили выступить на «Первом униатском съезде» греко-католического духовенства, посвящённом 300-летию кончины греко-католического митрополита Иосифа Рутского, он в докладе «Идеология унии» подверг резкой критике саму идею унии, в которой, по его словам, есть нечто «сломанное, вывихнутое, неестественное, нивелирующее её творческие силы, подобно раку в организме». Причину этого состояния унии Г.Ф. Костельник видел в её порабощённости идеологией латинской церкви и одновременно в насаждении в карикатурном и искажённом виде представления о жизни и об учении Восточной церкви, что вело к отрыву от исторических корней, поэтому «уния везде [где бы ни возникала] денационализировала «восточный» народ на пользу «латинян» соседей», так было и на Украине. Этот доклад подводил слушателя к выводу о необходимости разрыва отношений с Римом и возврата к единству с православным Востоком. Во второй половине 1930 гг. Г.Ф. Костельник изучал вопрос о стигматизации среди униатов. Интерес к этой теме зародился у него в 1923 г., когда он в составе епархиальной комиссии расследовал появления стигматов в Бродах. После завершения работы Г.Ф. Костельник издал материалы комиссии со своими выводами в брошюре «Проявления духов в Бродах: Протоколы комиссии», что вызвало критику со стороны католической прессы. В 1936–1939 гг. во Львове была опубликована серия работ Г.Ф. Костельника, посвящённых фактам стигматизации: «Настя Волошин – девушка со стигматами» (1936 г.), «Объяснение стигматизации» (1937 г.), «Мистические образы Насти Волошин» (1937 г.), «Правда о стигматичке Евстафии Бохняк» (1938 г.). Г.Ф. Костельник представлял стигмы чудом и принимал их за раны Христа, появившиеся как следствие отступления от веры и гонений христиан со стороны атеистов и большевиков. Эти статьи были негативно восприняты униатским клиром. Созданная во Львовской митрополии для проверки представленных Г.Ф. Костельником сведений чрезвычайная комиссия признала все описанные им случаи псевдостигматизацией (впоследствии к этой тематике Г.Ф. Костельник больше никогда не возвращался).

 



 
PR-CY.ru