КОСТЕЛЬНИК Гавриил Фёдорович - Страница 6

Желание Римской церкви снять с себя ответственность за разрушение церковного единства Г.Ф. Костельник объяснял «только самодурством, которое делает Римскую Церковь непоправимой», а её попытка представить этот процесс делом злой воли и заблуждения отдельных лиц является в XX в. признаком «стыдливого обскурантизма». Поскольку факторы, которые привели к её разложению, включены в её богословскую систему, то у Римской церкви, по мнению Г.Ф. Костельника, нет шансов на добровольное возвращение тех, кого она считает отпавшими. Причину разделения Г.Ф. Костельник видел в изобретении догматов, которых не знала церковь I тыс., в частности, догмата о примате Римского епископа, основанного в том числе и на подложных документах. Использование подлогов Г.Ф. Костельник расценивал как «первую и наибольшую фальшь Римской Церкви» и «бесцеремонное фальсифицирование истории Церкви и Евангелия… Никакая другая Церковь с этой точки зрения так не провинилась, как Римская». По этой причине «Римская Церковь никогда не может быть искренней, а всегда и везде должна лукавить, перекручивать, тушевать действительность». Она накопила столько заблуждений и настолько исказила историю, что «создала свою собственную христианскую веру, которая из всех христианских конфессий имеет в себе наибольше языческих элементов, введённых по образцу старого языческого Рима». Римскую церковь роднит с языческим Римом институт папства, превративший Римского епископа, по выражению Г.Ф. Костельника, в «светского царя и религиозного полубога». Методологической причиной заблуждений Римской церкви Г.Ф. Костельник считал схоластику. В своё время она сыграла положительную роль, но католики не сумели уяснить её ограниченных возможностей, и их богословие попало в зависимость от её понятий, в результате чего Римская церковь «стала “фабрикой догм”» (особенно этим прославился Тридентский собор). Г.Ф. Костельник решительно критикует теорию догматического развития как «не соответствующую духу Евангелия», в котором сказано, что Христос открыл церкви всё, что необходимо для спасения. Глубокая секуляризация Римской церкви привела к господству механичности и формализма, а значит, считал Г.Ф. Костельник, и фарисейства. На основании этого обзора он делает вывод, что у Римской церкви в её нынешнем состоянии нет будущего, и она может рассчитывать на успех только среди «диких и нехристианских народов, которые не знают её истории, а она их ослепляет своим блеском». Единичные обращения в католическую веру он объясняет только внешней привлекательностью Римской церкви. В заключение говорит, что с такими заблуждениями Римской церкви нечего думать о воссоединении церквей. Римской церкви Г.Ф. Костельник противопоставлял православную церковь в России и на Украине. Несмотря на гонения большевиков и её тяжёлое положение, она является единственной надеждой на возрождение христианства и религии как таковой в мире: «Если из неё не выйдет возрождение Церкви, то в наше время его вообще не стоит ожидать». Гонение большевиков на русско-украинскую церковь, увенчавшееся мученичеством, уподобило её древней церкви, и тем самым она снискала себе симпатии всего христианского мира.

 



 
PR-CY.ru