КОСТЕЛЬНИК Гавриил Фёдорович - Страница 3

Важной работой Г.Ф. Костельника в области филологии была изданная в 1922 г. в журнале «Нива» статья «Значение старославянского церковного языка» (он выступал защитником церковнославянского языка, который в то время пытались изгнать из практики униатского богослужения). Идеи Г.Ф. Костельника о национально-религиозном возрождении украинской Галиции были созвучны настроениям западно-украинской интеллигенции. После Первой мировой войны Западная Украина оказалась в составе Польши, где власти проводили политику дальнейшего окатоличивания и денационализации украинского как православного, так и униатского населения. На УГКЦ оказывалось давление в целях сближения с Римско-католической церковью, прежде всего, в отношении богослужебного обряда, что встречало сопротивление со стороны значительной части греко-католиков. В этих условиях Г.Ф. Костельник проявил себя как решительный сторонник «восточного» обряда и противник латинских заимствований. Это до определённой степени совпадало с проводимой митрополитом Андреем Шептицким политикой обретения большей независимости от Рима, главным образом, в области сохранения в чистоте византийской обрядности, и придания греко-католической церкви в Галиции национального украинского характера. Первой открытой декларацией взглядов Г.Ф. Костельника стало выступление на конференции в честь 25-летия интронизации митрополита Андрея Шептицкого 25 февраля 1926 г. (издано в качестве брошюры под названием «Новая эпоха нашей Церкви»). Г.Ф. Костельник говорил о пагубных последствиях подчинения униатской церкви чужому для неё западному влиянию. По его мнению, со времени введения унии почти вся богословская литература греко-католической церкви была лишь плагиатом произведений западных католических теологов. Выход из этого кризиса Г.Ф. Костельник видел в «реставрации старой Византии», поскольку «Византия создала наш церковный характер». Это выступление противоречило взглядам идеологов унии, которые рассматривали её как промежуточный этап к полной латинизации церкви. В следующие годы Г.Ф. Костельник напечатал в журнале «Нива» статьи, в которых защищал права греко-католиков на сохранение своих религиозных особенностей, протестовал против насильственного насаждения целибата униатского приходского духовенства и введения в богослужение латинских литургических практик. Постепенно Г.Ф. Костельник перешёл от отстаивания обрядовых особенностей униатов к критике догматических постулатов католицизма, что привело к преследованию его за религиозные взгляды, хотя митрополит Андрей Шептицкий некоторое время старался отводить от Г.Ф. Костельника обвинения в еретических, с точки зрения католиков, филоправославных воззрениях.

 



 
PR-CY.ru