КОСТЕЛЬНИК Гавриил Фёдорович - Страница 2

Одновременно с пастырской деятельностью Г.Ф. Костельник преподавал Закон Божий в средних учебных заведениях Львова. В 1920 г. стал редактором журнала «Нива», регулярно печатался в других галицийских украинских периодических изданиях («Мета», «Дзвiн», «Дiло», «Львiвськi aрхиiєпархiальнi вiдомостi»); был советником духовной консистории, судьёй митрополичьего трибунала первой инстанции и членом правления епархиального фонда помощи вдовам и сиротам (с 1924 г.). С 1920 г. преподавал философию на богословском факультете Львовской духовной семинарии, а после реорганизации семинарии в 1928 г. во Львовскую богословскую академию читал там курсы логики, истории философии, метафизики, психологии, христианской социологии. Член-основатель организованного при Львовской духовной семинарии в 1923 г. Украинского научного богословского общества, член редколлегии его печатного органа «Богословие». Теология Г.Ф. Костельника основывалась на его глубоких философских размышлениях. В докторской диссертации и в последующих научных трудах разработал оригинальную теорию познания. Опубликованные на украинском языке в 1925 г. «Три очерка о познании» и напечатанная во Львове на немецком языке в 1929 г. работа «Принцип тождества – основа всех умозаключений» («Das Princip der Identität – Grundlage aller Schlusse»), направленные против распространённого в то время субъективистского психоанализа, принесли Г.Ф. Костельнику широкую известность. В своих философских произведениях он полемизировал с материалистической доктриной, особенно в отношении взглядов на биологическую эволюцию, критиковал атеизм и социализм. Богословские сочинения Г.Ф. Костельника отличались доступным, образным языком. «Христианская апологетика», изданная во Львове в 1925 г., использовалась как пособие для учеников гимназии. Убедительно защищая основы веры на материале творений св. отцов и церковного предания, Г.Ф. Костельник попутно освещал волнующие юношество вопросы – о возникновении мироздания и жизни, о сущности человека, о цели и смысле его существования. Значителен был вклад Г.Ф. Костельника в украинскую национальную культуру. Вершиной его поэтического творчества стали сборник патриотических стихов 1918 г. «Встань, Украина!» о многовековых страданиях Галиции, вышедшая в свет в 1921 г. трагическая философско-мистическая поэма «Умершей доченьке», посвящённая рано скончавшейся любимой дочери Святославе, религиозно-философское поэтическое эссе «Песнь Богу», опубликованное в 1922 г. Художественная проза Г.Ф. Костельника была обращена, прежде всего, к молодёжи и имела духовно-просветительскую тематику. Исследователи отмечают, что в основе произведений Г.Ф. Костельника лежат библейские сюжеты. Наиболее популярными из них были трагедия «Иеффаева дочь», изданная в Сремски-Карловци в 1924 г., и произведения из сборника «Великие люди из библейского музея», выпущенного во Львове в 1925 г. В это время Г.Ф. Костельник писал как на украинском, так и на русино-бачванском языке. В 1923 г. была опубликована его «Грамматика бачванско-русского наречия», которая стала основой формирования литературного языка бачванских русинов (в 1995 г. в память выдающегося вклада Г.Ф. Костельника в развитие культуры русинов в столице Воеводины городе Нови-Сад был установлен его бюст; здесь проводятся научные чтения его имени).

 



 
PR-CY.ru