КАЭТАН Фома - Страница 75

Таким образом, единственной возможностью «передачи» сверхдолжных заслуг от Христа и святых тем, кто в них нуждаются, является принесение их Богу как удовлетворений за грехи. Власть распоряжения сокровищницей заслуг, согласно Фоме Каэтану, принадлежит Римскому папе как главе земной церкви; от него она делегируется тем, кому он пожелает её предоставить. Для обоснования этого Фома Каэтан ссылался на учение о папской власти ключей, открывающих Царствие Небесное: «Открывать Царствие означает не что иное, как устранять то, что препятствует доступу в него», поэтому «как к власти ключей Петра относится устранение личной вины посредством таинства Покаяния..., так к власти ключей Петра относится и устранение личного наказания, полагающегося за актуальную вину». Вместе с тем Фома Каэтан отвергал мнение М. Лютера, заявлявшего в период спора об индульгенциях, что для избавления от наказания за грех достаточно одной лишь власти ключей и не требуется сокровищницы заслуг; по утверждению Фомы Каэтана, даже папа не может отпускать грех или отменить наказание за грех просто своей волей. Отпущение греха, совершающееся в таинстве покаяния, происходит благодаря узаконенному Богом при установлении таинства переносу на грешника искупительных заслуг Христа; точно так же отпущение вины происходит благодаря узаконенному церковью распределению сверхдолжных заслуг Христа и святых как удовлетворений. Таким образом, для действительного получения христианином индульгенции должны быть совмещены три действующие причины: предварительно принесённое покаяние в грехе с готовностью предоставить Богу удовлетворение; папская власть ключей, отпускающая грех и снимающая наказание; доступ церкви к сокровищнице заслуг. Особым случаем, провоцировавшим множество заблуждений и споров, во времена Фомы Каэтана было предоставление индульгенций тем умершим, чьи души считались находящимися в чистилище. То, что такие индульгенции вообще могут быть даны, Фома Каэтан обосновывал универсальностью папской власти ключей: они могут открывать доступ в Царствие Небесное всем, кому он вообще может быть открыт с объективной стороны (т.е. тем, кто не помещены Богом в ад); находящиеся в чистилище души предназначены к получению этого доступа, поэтому папская власть распространяется и на них. Вместе с тем способы предоставления индульгенций живым и умершим различны: живым они предоставляются «по способу освобождения» («per modum absolutionis») от подлежащего принесению удовлетворения, тогда как умершим – «по способу заступничества» («per modum suffragii»), т.е. как обращённая к Богу просьба церкви освободить их от положенного им наказания. Таким образом, предоставление индульгенции умершим не означает их немедленного спасения, поскольку точный «объём» необходимого удовлетворения известен лишь Богу, но свидетельствует о заступничестве церкви за них перед Богом и облегчает их загробную участь. Пытаясь сгладить явные юридические и даже «экономические» элементы, присутствующие в богословском объяснении индульгенций, Фома Каэтан обращал внимание на то, что распределение заслуг на духовном уровне является чередой актов любви: Христос по Своей любви к людям через страдания стяжал сверхдолжные заслуги и по любви распределяет их тем, кого желает спасти; святые своими сверхдолжными заслугами по любви к своим земным собратьям ходатайствуют о них перед Богом и тем самым уподобляются Христу; земная церковь, распределяя индульгенции, по любви снисходит к человеческой немощи и предлагает людям более лёгкий путь спасения.

 



 
PR-CY.ru