КИРИЛЛ, Вельский - Страница 2

Рассказ о явлении мощей безымянного святого на Вельском погосте исследователи считают типичным для севернорусской агиографии: мощи «вышли» из земли. Кирилл явился в ночном видении местной жительнице Евлампии (в Синодальной редакции указано её прозвище: Толщеболова или Толцеболова), попросил перезахоронить его мощи и построить над ними часовню. Тогда же произошло и первое освидетельствование останков Кирилла, которые оказались нетленными: местные священники «вскрыли гроб, узрешя мощи его целы и невредимыи от коегождо плотоятца, и погребалныа ризы его не истле никакоже» (Российская государственная библиотека). Время обретения и первого освидетельствования мощей праведника из текста «Сказания...» исследователям остаётся неизвестным; в комментариях священника Димитрия Пахолкова указан 1551 г. (Государственный архив Вологодской области). Сведения о жизни Кирилла сообщаются в «Сказании...» в форме предания, услышанного от старых людей местной слепой старицей Акилиной по прозвищу Накапа, которая в подтверждение своего рассказа подошла к гробу Кирилла, приложилась к мощам и прозрела. Она рассказала, что Кирилл был «наместничий тиун» новгородских посадников. По не известной исследователям причине наместник «роскручинился» на него, и Кирилл побежал топиться в реке Ваге, но вода чудесным образом расступилась от него во все стороны на три сажени Наместник, увидев чудо, начал просить у Кирилла прощения. Кирилл ответил: «Бог простит и помилует», перекрестился и упал в воду. Наместник со слугами нашёл тело Кирилла; его похоронили с почестями «близ церкве на обычном кладбище, неподалёку от реки Ваги, близ слияния ея с Велью» (Российская национальная библиотека). В Основной редакции «Сказания...» событие отнесено к началу XVI в. (Российская государственная библиотека); в комментариях священника Димитрия Пахолкова указан XIV в. (Государственный архив Вологодской области). 1 сентября 1587 г. мощи Кирилла были перенесены из небольшой часовни, где они находились, в Никольскую церковь на Вельском посаде при участии священников Феодота (в Синодальной редакции – Феодота Козмина), Михаила и диакона Симеона. Гроб был поставлен справа от алтаря. В Основной редакции не говорится об освидетельствовании мощей Кирилла; в Синодальной редакции описаны нетленные мощи святого: «…И узреша его мощи во гробу во плоти, ничимъже не вредимы, а губу верхнюю земли отдал…, а саван и срачица на нем якоже вчера положена, и не истле никакоже, а гроб его не изгни и не вредим ничимъже». Здесь же впервые сообщается о возрасте Кирилла: «...Образом млад» (Российский государственный исторический архив). В чуде о явлении святого Созонту также говорится, что блаженный по виду «юноша млад» (Российская национальная библиотека). Это описание противоречит преданию о жизни Кирилла: вряд ли «наместничий тиун» мог быть молодым человеком. Исследователи полагают, что эта деталь в «Сказании...» объясняется влиянием иконописной традиции: на иконах, распространённых в Важском крае, Кирилл изображался в виде юноши в белой одежде, стоящего на берегу Ваги (Государственный архив Вологодской области).

 



 
PR-CY.ru