КЕЛЬТСКИЙ ОБРЯД - Страница 30

Из Богородичных праздников чаще всего в источниках упоминаются Пурификация Девы Марии (Сретение) и Успение Девы (во фрагменте Сакраментария из Пьяченцы, в «Плавании Брендана»). В ирландском календаре из Райхенау отмечены Успение Девы (15 августа), Рождество Марии (8 сентября), Посещение Елизаветы (18 декабря). В Мартирологах из Тамлахты (Таллахта) и Оэнгуса Успение отмечается дважды (как в галликанской и некоторых восточных традициях): 18 января – праздник в честь Пресвятой Девы (который также называется Dormitio) и 15 (или 14) августа – Успение Девы (Assumptio). При этом 16 августа праздновалось Её Рождество, а Зачатие – в начале мая. С ирландским Санкторалом ситуация, по мнению исследователей, сложнее. В Мартирологах отмечено множество памятей святых, однако какие из них праздновались литургически, исследователям неясно. Дж. Хенниг полагал, что в раннем кельтском обряде не было Санкторала, но на каждой мессе поминались все святые сразу, в последующей же традиции, представленной Мартирологами, каждый день, когда совершалась месса, поминались группы (соборы) святых. Тем не менее, исследователи не сомневаются, что ряд памятей был включён в литургический год. Например, в монастыре на острорве Иона 9 июня отмечалась память святых Колумбы и Баитене. Выделению литургических памятей из Мартирологов может помочь сравнение их с ирландским календарём из Райхенау. Рукопись имеет сложную историю: её перевозили с места на место и несколько раз дополняли. В ней наряду с римскими и галликанскими святыми, ставшими к моменту написания этого календаря общезападными (Венедикт (11 июля), Маккавеи (1 августа), Лаврентий (10 августа), Тибуртий (11 августа), Мартин Турский (11 ноября) и др.), присутствуют несколько ирландских святых: Бригита (1 февраля), Давид Уэльский (1 марта), Патрикий (17 марта), Коэмген (3 июня), Колумба и Баитене (9 июня), Килиан (8 июля – день памяти добавлен на континенте), Киаран (9 сентября), Адомнан (23 сентября), Колман (3 октября), Каннех (11 октября), Брендан (29 ноября), Финниан (12 декабря). Исследователи полагают, что под влиянием галликанской традиции памяти некоторых святых группируются в этом календаре по две: Филиппа и Иакова (1 мая), Криспина и Криспиниана (25 октября), Фомы и Иоанна (21 декабря), Перпетуи и Агнессы (28 января). Есть и несколько редких дат, литургический характер которых под вопросом: сотворение ада (13 февраля), Потоп (12 апреля), Ной в ковчеге (27 апреля), император Константин (1 сентября). 16 ноября отмечена память св. Августина Кентерберийского, которая одновременно служит датой начала Адвента. Также в календаре из Райхенау присутствует праздник Всех святых (1 ноября), однако в Мартирологе из Тамлахты (Таллахта) он отмечается в другой день – 20 апреля. О том, что могло происходить в праздник, сообщается в глоссе в Мартирологе Оэнгуса: в день св. Михаила (29 сентября) совершалась служба по «чину воскресного дня», алтарь покрывали белым покровом, у работников был выходной, полагалось принимать Тело и Кровь Христовы и раздавать милостыню; народу читали проповедь об архангеле Михаиле.



 
PR-CY.ru