КЕЛЬТСКИЙ ОБРЯД - Страница 29

О том, как распределялись службы на Пасху, были ли особые последования для Великой пятницы и утра Великой субботы, исследователям неясно. Источники говорят, в основном, лишь об особой службе пасхальной ночи. У ирландцев также существовал обычай благословения нового огня на Пасху (исследователи полагают, что с ним связано благословение свечи в Бангорском Антифонарии). В «Плавании Брендана» упоминаются особые периоды года – от Рождества Христова до Епифании (в одном месте называется Теофанией, как в некоторых Сакраментариях Gelasiana Mixta) или её Октавы и от Пасхи до Пятидесятницы. Выделение этих периодов было, по мнению исследователей, связано с изменениями в дисциплине поста. Пост среды и пятницы соблюдался строго. Сторонние наблюдатели считали даже, что ирландские монахи и аскеты постятся постоянно, кроме воскресных и праздничных дней, летом до девятого часа, а зимой до вечерни. Но в указанные периоды пост мог отменяться (другим основанием для отмены поста в монастыре могло быть принятие важных гостей). Помимо поста среды и пятницы в кельтском обряде существовало три продолжительных поста, называемых часто «зимний» (Адвент, или пост Илии), «весенний» (Великий пост, или пост Иисуса Христа) и «летний» (пост Моисея, который начинался перед памятью Иоанна Крестителя (24 июня); по мнению Беды Достопочтенного, его отсчёт начинается у ирландцев с Пятидесятницы (ср.: «Второе видение Адомнана», главы 22–24). Каждый из них продолжался сорок дней («tres quadragesimae» – одно из часто встречающихся выражений в ирландских Пенитенциалах) или шесть недель. Ирландцы начинали поститься с вечера воскресного дня и поэтому сталкивались с проблемой расчёта постных дней (в Риме, а потом повсеместно на континенте Великий пост начинался со среды, чтобы исключить из счёта постных дней воскресенья, в которые пост запрещён). Т. Толли выдвинул теорию, согласно которой в ирландской традиции сохранилась раннехристианская практика начинать Великий пост сразу после Епифании. Основанием для этого послужили указания в ирландских календарях и Мартирологах на «начало поста Иисуса» (initium jejunii Christi) 7 января (в Мартирологе Ригиварха, Календаре Драммондского Миссала, Мартирологе Гормана). Однако, как показал М. Шнайдерс, эта дата является поздней и основана на обратных вычислениях от более древней памяти – победы Сына Божия над врагом (15 февраля), которая есть в Календаре Виллиброрда, в календаре Сакраментария из Райхенау, в ирландском календаре первой половины IX в. из Райхенау, в Мартирологе Оэнгуса. Она появилась в результате отсчёта сорока дней от стабильной даты Пасхи 27 марта и, по мнению исследователей, служила когда-то началом Великого поста. Соответственно дата 7 января получена вычитанием ещё сорока дней, чтобы отметить уход Христа в пустыню после Крещения. В ирландской традиции исследователям известны также трёхдневные посты в случае бедствий или перед важными событиями. В более поздних источниках они превратились в Посты четырёх времён года (Quattuor tempora; например, во «Втором видении Адомнана», главы 18, 22–25).

 



 
PR-CY.ru