КЕЛЬТСКИЙ ОБРЯД - Страница 27

Службы в церкви совершаются двумя группами монахов (по два монаха в каждой), которые прочитывают всю Псалтирь за ночь дважды, при этом каждый монах прочитывает всю Псалтирь в течение дня во время работы. Исследователям известны также несколько вариантов служб, которые могут быть как остатками оффиция, так и дополнительными службами покаянного характера. В Базельской Псалтири (рукопись IX в.) исследователи встречают чинопоследование, включающее: гимн «Cantemus in omni die», коллекту, гимн «Alta audite», гимн «Christus in nostra insula», молитву «Deus meus et pater», молитву с заглавием «De conscientiae reatu ante altare», которая представляет собой священническую апологию или покаянную молитву (в рукописи IX/X в. она называется «Confessio S. Patricii episcopi», а в другой рукописи – «Alma confessio»; отрывок из неё есть и в Book of Nunnaminster). На листе 98 этой рукописи есть два амвросианских гимна и Пс. 151. В «Книге Молинга» есть  такое последование (ряд текстов обозначен по последнему стиху): Magnificat, неизвестный текст (по мнению исследователей, Benedictus), гимн св. Колумбы (Noli Pater), чтение Мф. 5 («Блаженны»?), гимн под именем св. Секундина «Audite omnes amantes», два стиха, дополняющие этот гимн («Memoria aeterna» и «Patricius episcopus»), гимн «Celebra Juda», связанный с ним антифон «Exaudi donec dicis peccata plurima», гимн «Hymnum dicat», антифон «Unitas in Trinitate», Апостольский Символ веры, «Отче наш», молитва «Ascendat oratio». Похожую по структуре служб исследователи встречают в составе «Второго видения Адамнана», которое обычно датируют второй половиной XI в. Оно сохранилось на ирландском языке в составе «Пестрой книги», описание чина находится в главе 31. Этот чин носит покаянный характер и совершается во время трёхдневных постов. Он состоит из сотни коленопреклонений, Beati, Magnificat, Benedictus (исследователи полагают, что имеется в виду гимн св. Колумбы «Noli Pater»), Пс. 50 с простираниями ниц в форме креста, гимнов св. Патрикия, апостолов, «Hymnum dicat», архангела Михаила (после каждого гимна – три коленопреклонения и три удара в грудь со словами «Да придёт милость на нас, Боже, и да обретём Царство Небесное, и да избавит нас Бог от всякого бедствия и смерти»). В «Пёстрой книге» сохранился ирландский трактат о канонических часах (XI или XII в.), в котором раскрывается аллегорический и духовный смысл каждой из восьми служб оффиция (третий час, полдень, девятый час, вечерня, повечерие, полночь, утреня, первый час). Основной корпус ирландской гимнографии был собран и издан К. Блуме. Однако, по мнению исследователей, в это собрание вошло много текстов, которые имеют англосаксонское и галликанское происхождение. Многие ирландские гимны основаны на сочинениях Пруденция, Амвросия Медиоланского, Венанция Фортуната. Наиболее древние гимны в богослужении кельтского обряда сохранились в составе Бангорского Антифонария. Гимн «Sancti, venite» (на причащение священников) является для всего Запада самым ранним примером гимнов в составе мессы, а не только оффиция.

 



 
PR-CY.ru