КЕЛЬТСКИЙ ОБРЯД - Страница 24

С традицией св. Колумбана связаны Бангорский Антифонарий и так называемые Туринские и Парижский фрагменты. Состав каждой службы по этим источникам реконструируется лишь приблизительно (на основании анализа содержания коллект и поиска параллелей в других источниках). Первая служба суточного круга – второй час (Secunda) – включала Пс. 89. На третьем, шестом и девятом часах, как полагают исследователи, совершалась oratio communis, которая состояла из псалмических стихов, чередовавшихся с коллектами и завершавшихся молитвой «Отче наш», и кратких ходатайственных молитв. Вечерняя служба (Vespertina) включала чтение Пс. 140. По мнению исследователей, в отличие от других литургических традиций на вечерне пелся гимн «Gloria in excelsis». В состав следующей службы Ad initium noctis входил чин благословения свечи (коллекта «Ad cereum benedicendum» и гимн «Ignis creator igneus»; в «Regula coenobialis», приписываемом св. Колумбану, указана пенитенция, если священник не благословил свечу). Прошения о прощении грехов (Ad pacem celebrandam) в сочетании с прошениями об избавлении от «страха ночного» сближают эту службу с повечерием. В целом структура службы аналогична «Oratio communis» дневных часов: стихи с коллектами, Апостольский Символ веры и «Отче наш». По мнению исследователей, после этой службы следовало сохранять молчание (есть пенитенция за соответствующее прегрешение). В составе следующей службы Ad nocturnam есть амвросианский элемент – гимн в середине ночи. Три группы коллект соответствуют делению ночного бдения на три части. Последняя совершалась при пении петуха. К службе Ad matutinam примыкает «Oratio communis fratrum» (стихи и коллекты с прошениями о различных категориях христиан). Основная часть материала в Бангорском Антифонарии относится к воскресной утрене (специального названия для этой службы нет): приводятся семь блоков текстов, каждый начинается с трёх коллект, а каждая коллекта связана Песнью пророка Моисея (Cantemus), Песнью вавилонских отроков (Benedicite) и хвалитными псалмами Пс. 148–150 (Tres psalmos или «Laudate dominum»). Похожая структура отражена в так называемых Туринских и Парижском фрагментах. Последовательность коллект повторяет порядок элементов службы: post canticum (после Песни пророка Моисея), post benedictionem trium puerorum (после Песни вавилонских отроков), post tres psalmos (после хвалитных псалмов), post evangelium (после Песни Захарии (Benedictus) или, более вероятно, после чтения утреннего Евангелия), super hymnum (вероятно, связана с воскресным гимном «Te Deum»), de martyribus (либо молитвы святым в конце утрени, либо варианты коллект для праздничных дней и памятей святых наряду с гимнами святым из другой части Антифонария, которые могли заменять «Te Deum»). Исследователи полагают, что на утрене также пелся гимн «Gloria in excelsis» (он примыкал к хвалитным псалмам или был вариантом гимна «Te Deum»). Сравнение суточного круга Бангорского Антифонария и связанных с ним памятников с чином св. Колумбана показывает исследователям, что оффиций претерпел определённую эволюцию. В Бангорском Антифонарии гораздо больше разных элементов в составе служб (библейских песней, коллект, гимнов, молитв и проч.). Есть также служба, похожая на повечерие, что, по мнению исследователей, связано с галликанским или северо-итальянским влиянием на традицию монастырей св. Колумбана в течение VII в.

 



 
PR-CY.ru