КЕЛЬТСКИЙ ОБРЯД - Страница 28

Гимн «Ignis creator igneus» (на благословение свечи), по мнению исследователей, имеет континентальное происхождение, равно как и гимны «Mediae noctis tempus est» (в середине ночи), «Sacratissimi martyres» (на память мученика), «Spiritus divinae lucis» (на воскресной утрене), «Hymnum dicat» (метрический гимн, во многих источниках приписываемый Иларию Пиктавийскому). Два последних сохранились также в так называемых Туринских и Парижском фрагментах, что подтверждает их литургическое использование. Одним из ранних ирландских гимнов исследователи называют метрический гимн на память св. Патрикия «Audite omnes amantes», приписываемый его ученику св. Секундину. Гимн на Великую субботу «Precamur patrum», по мнению исследователей, составлен Колумбаном. К числу оригинальных ирландских сочинений исследователи относят также гимн «Archangelum mirum magnum», приписываемый Маэл Руану (начало IX в., из Райхенау). Он имеет алфавитную структуру и рифму, в нём часто используется приём аллитерации. Завершается гимн ирландско-латинской коллектой: «Да благословит тебя Бог и Михаил, – говорит Маэл Руан. Аминь». Сведения о церковном годе кельтского обряда исследователям приходится собирать по крупицам, поскольку в сохранившихся литургических книгах приводятся лишь самые общие его параметры. Общее число праздничных дней и памятей святых, по мнению исследователей, было не очень большим (как и в галликанском обряде). В Сакраментарии представлен практически чистый галликанский литургический год: Рождество Христово, памяти св. Евгении, апостолов Иакова и Иоанна, Вифлеемских младенцев, Обрезание, Епифания, Обращение апостола Павла и, как полагают исследователи, Кафедра апостола Петра, Великий четверг, Пасха, Светлая седмица и Октава Пасхи, Вознесение, Пятидесятница, памяти Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, мучеников Маккавеев, Киприана Карфагенского, апостола Матфея, Усекновение главы Иоанна Предтечи, памяти апостола Луки, Мартина Турского, неизвестного мученика, апостола Андрея. В «Миссале Стоу» набор основных праздников римский: Рождество Христово, Обрезание, Епифания (как полагают исследователи, изначально Посещение волхвов и Великий четверг), Пасха, Октава Пасхи, Вознесение и Пятидесятница. В ирландском календаре первой половины IX в. из Райхенау (между 835 и 842 гг.) основными праздниками являются Рождество Христово, Обрезание, Епифания, Возвращение из Египта (11 января), Сретение, Победа над диаволом (15 февраля), Воскресение Христово (неподвижная дата 27 марта), Вознесение, Пятидесятница. Похожий набор праздников, выделяемых как главные, содержится в трактате «Монастырь Тамлахта»: два Рождества (т.е. Рождество Христово и Епифания), две Пасхи (Пасха с Октавой), Пятидесятница, Возвращение Христа из Египта, Принесение в храм, Победа над диаволом (и, как полагают исследователи возможно, в честь архангела Михаила). В прилагающемся к «Миссалу Стоу» трактате о мессе представлена иерархия праздников: главными являются Пасха, Рождество Христово и Пятидесятница, ниже статус у Октавы Пасхи и Вознесения, ещё ниже у Обрезания Господня и Великого четверга, памяти апостолов считаются более значимыми праздниками, чем рядовые воскресенья, низший статус у памятей мучеников, св. подвижников и дев. Упоминается также существование рядовых месс будних дней.

 



 
PR-CY.ru