КЕСАРИЙ - Страница 10

В первой части, написанной вскоре после открытия в 512 г. монастыря Иоанна Предтечи, для монахинь которого «Правило...» было составлено (позднее, около 534 г., эта часть была расширена), исследователи выделяют три подраздела исходя из сделанных Кесарием заимствований: в основе глав 1–16 лежат «восточные» правила, такие как «Установления» Иоанна Кассиана, Пахомиевский корпус, «Правило четырёх отцов» и «Второе правило отцов»; главы 17–35 и 43 содержат заимствования из «Правил» Августина Блаженного; остальные главы – оригинальное монашеское законодательство Кесария. Вторая часть представляет собой Recapitulatio – краткий вывод из первой части, написанный около 534 г. и являющийся своеобразным итогом 20-летних наблюдений Кесария за жизнью общины: «Изучив и испытав, что вы действительно можете исполнить…». Третья часть, описывающая порядок совершения богослужений и трапез, включена в «Правило...» как приложение, хотя, скорее всего, как полагают исследователи, была составлена раньше. Окончательная редакция «Правила...» была утверждена 22 июня 534 г. Среди документов, которые в ряде рукописей присоединялись к «Правилу...», Ж. Морен издал шесть заупокойных молитв по монахине. Ещё одно аскетическое сочинение Кесария – «Правило для монахов», составленное после 534 г. Оно завершается проникновенным увещанием к духовной ревности, которое совпадает с фрагментом из «Послания к монахиням». К этой же группе исследователи относят «Завещание святого Кесария», о котором упоминается в Житии Кесария (его основная тема – забота о монастыре Иоанна Предтечи). В группу догматико-полемических сочинений входят два небольших трактата против ариан: «О таинстве Святой Троицы» и «Краткое исповедание против еретиков» (или «Краткое исповедание веры против еретиков-ариан»). Назначение трактатов – дать православным верующим аргументы на тот случай, если им придётся защищать свою веру перед готами-арианами. Другой характер имеет догматическое «Сочинение о благодати» («Opusculum de gratia»), или «Что полагал владыка Кесарий против тех, которые спрашивают, почему одним Бог даёт благодать, а другим – нет» («Quod domnus Caesarius senserit contra eos qui dicunt quare aliis det Deus gratiam, aliis non det»). В этом трактате, направленном, как предполагают исследователи, против «полупелагиан», Кесарий, отвечая на вопрос, если человеческие добродетели не предшествуют благодати, то почему благодать Божья даётся одним и не даётся другим, апеллирует к вере в справедливость Бога, решения Которого непостижимы. Среди экзегетических исследователи называют «Толкование на Апокалипсис» («Expositio in Apocalypsim») в 19 гомилиях, составленное после 510 г. (неполное, но подробное стих за стихом толкование «Апокалипсиса»). Исследователи считают, что толкование не представляет большого интереса и не имеет практического значения. Сочинение содержит фрагменты древних латинских переводов «Апокалипсиса» и составлено под влиянием древних комментариев, таких как комментарии Викторина Петавского и Тихония.

 



 
PR-CY.ru