КЕСАРИЙ - Страница 8

Женский монастырь, основанный Кесарием, просуществовал до Французской революции, однако монашеские правила Кесария уже в VII в. стали вытесняться Уставом Бенедикта Нурсийского. В Житии сообщается о многочисленных чудесах, которые произошли по молитвам Кесария. Первым известным чудом была остановка стены огня во время пожара в Бурдигале. Два чуда были совершены в Равенне при дворе короля Теодориха: исцеление смертельно больного юноши, находившегося на государственной службе, и освобождение дома диакона и врача Елпидия от демонских козней через окропление св. водой. При возвращении из Италии в Арелат Кесарий исцелил одержимую женщину, помазав её освящённым маслом. Исцеление парализованной женщины, лежавшей у дороги, произошло, когда Кесарий приказал своему спутнику епископу Евхерию перекрестить её, а затем поднять за руку. По молитве Кесария с монастырских земель были изгнаны дикие кабаны. Слуга патриция Парфения исцелился после помазания его маслом, освящённым благословением епископа. Один из авторов первой книги Жития (как полагают исследователи, Киприан, епископ Телонский) был исцелён от лихорадки также с помощью масла, освящённого Кесарием. По молитве Кесария исцелилась от смертельной болезни дочь арелатского диакона Петра. По свидетельству Жития, и после смерти Кесария от связанных с ним святынь происходило множество исцелений. Всего исследователи насчитывают в его Житии 33 чудесных события, из которых 16 были совершены самим Кесарием, первое чудо – при посредничестве другого епископа и 16 – через связанные с ним святыни. Проповеди – важнейшая часть литературного наследия Кесария. Заботясь о деле христианского просвещения в Галлии, Кесарий обязывал епископов и священников постоянно проповедовать или читать народу готовые поучения. Именно для этой цели он составлял сборники своих проповедей и распространял их по приходам и другим епархиям. Переписыванием этих рукописей, в частности, занимались насельницы монастыря Иоанна Предтечи. Как сообщается в Житии, проповеди Кесария распространялись на землях франков, в Галлии, Италии и Испании. В Испании они стали известны как «Толедские гомилии». В Британии большая часть проповедей Кесария вскоре была переведена на англо-саксонский язык. Жан Морен, крупнейший исследователь и издатель сочинений Кесария, в 1930 гг. собрал и опубликовал вместе с критическим аппаратом 238 проповедей, расположив их согласно тематике: увещания (admonitiones) к народу; проповеди на Священное Писание; проповеди на церковные праздники; в память святых; проповеди, обращённые к монашествующим. Он также предложил классификацию проповедей Кесария по степени их оригинальности. Класс I: 149 проповедей – оригинальные сочинения Кесария с минимальными заимствованиями; класс II: 52 проповеди, составленные по образцу проповедей других авторов, но имеющие собственный стиль; класс III: 37 проповедей, являющихся фактически воспроизведениями проповедей других авторов (Августина Блаженного, Регийского епископа Фавста) с их минимальной переработкой (к ним присоединяются десять новых проповедей, обнаруженных и изданных Р. Этэ, часть которых совпадает с проповедями, опубликованными Ж. Мореном).

 



 
PR-CY.ru