КЕСАРИЙ

КЕСАРИЙ (469 или 470 – 542 или 543 гг.) – епископ Арелатский, проповедник и аскетический писатель, святитель (память в Западной церкви 27 августа). Главный источник сведений о жизни Кесария – его Житие («Vita Caesarii»), состоящее из двух частей, или книг. Основная (первая книга) написана епископом Киприаном Телонским в соавторстве с епископами Фирмином и Вивенцием. В дополнительной (второй книге), составленной арелатскими клириками пресвитером Мессианом и диаконом Стефаном, повествуется о фактах из жизни Кесария и о его чудесах, не упомянутых в первой книге, а также о его последних днях, смерти и погребении. Житие написано по просьбе Кесарии Младшей, возможно, племянницы Кесария, настоятельницы основанного им женского монастыря Иоанна Предтечи, и считается достоверным источником, поскольку было составлено близко знавшими Кесария людьми спустя небольшой промежуток времени после его смерти (предположительно через пять или шесть лет). Дополнительными источниками сведений о Кесарии являются документы Соборов, проходивших в Галлии под его руководством, а также его переписка с Римскими папами и другими епископами по различным вопросам. Кесарий родился в аристократическом, но небогатом семействе галло-римского происхождения. О его родителях исследователям ничего не известно. В отличие от своих сверстников Кесарий в юности не проходил курса светских наук. Вместе с тем получил хорошее начальное образование. В возрасте 17 лет Кесарий против воли родителей поступил в клир города Кабиллона и принял пострижение в чтеца от епископа Сильвестра. В 490 или 491 г. Кесарий в сопровождении слуги направился в Леринский монастырь, основанный в начале V в. св. Гоноратом (впоследствии епископ Арелатский). Как сообщается в Житии, мать Кесария послала людей вернуть его, но те не смогли его найти. Существует предположение, что вступая в клир и принимая монашество, Кесарий руководствовался карьерными соображениями: в условиях политической нестабильности церковная карьера была единственно перспективной, и многие молодые аристократы стремились получить епископский сан. В Леринском монастыре Кесарий был принят настоятелем Поркарием и ревностно предался аскетическим подвигам. Как предполагают исследователи, в качестве устава в Леринском монастыре в то время было принято «Правило Макария», составленное Поркарием. Там же Кесарий познакомился с восточной аскетической и богословской традицией через сочинения Иоанна Касссиана Римлянина и Фавста, епископа Регийского. Значительное влияние на него оказало леринское монастырское богослужение, по примеру которого он позднее старался организовать богослужение в Арелате. Вскоре Кесарий был поставлен келарем монастыря; в его обязанность входило хранение и распределение монастырского имущества. В этой должности Кесарий, как полагают исследователи, превышал свои полномочия, что вызвало недовольство некоторых монахов, обвинявших келаря в необоснованном удержании припасов и вскоре добившихся его смещения с должности. После этого Кесарий предался столь суровым аскетическим подвигам, что серьёзно подорвал здоровье. Позднее в проповедях он очень редко призывал к усиленному посту и разрешал послабления для больных. В Житии подчёркивается, что впоследствии Кесарий старался соблюдать умеренность во всём.

 



 
PR-CY.ru