КЕСАРИЙ - Страница 9

Исследователи отмечают, что в целом язык проповедей Кесария – разговорная латынь, безыскусная и ориентированная на самую простую аудиторию. Значительное место в его проповедях занимают изречения из Священного Писания, причём биографы отмечают способность Кесария толковать Писание, в том числе наиболее трудные места, простым языком. Удержание в памяти библейских примеров и образов Кесарий полагал одной из основ христианской жизни. Обладая прекрасной памятью и будучи хорошо начитан, он часто цитировал гомилии других проповедников, но при этом упрощал их, сокращал сложные богословские аргументы, перефразировал длинные предложения. Среди других источников проповедей Кесария – сочинения Августина Блаженного, Иеронима Стридонского, Амвросия Медиоланского, Фавста Регийского, Киприана Карфагенского, а также Оригена (в переводе Руфина Аквилейского) и Пелагия; аллюзии на произведения классической литературы в речи Кесария крайне редки. Ещё одной особенностью наставлений Кесария исследователи называют их краткость (большинство из них можно произнести за 10–20 минут) для лёгкости усвоения слушателями. Если тема была слишком обширной, Кесарий прерывал проповедь, чтобы продолжить в следующий раз. Он часто использовал повторение, не рассчитывая на внимание и память аудитории. Исследователи отмечают, что тематика увещаний Кесария к народу весьма разнообразна: он говорил о покаянии, о любви и милосердии, о христианской жизни в целом, обличал различные пороки и пережитки язычества. Отправной точкой призыва к покаянию часто служит напоминание о Страшном Суде. В некоторых проповедях излагается догматическое учение. Отдельные наставления адресованы более образованной аудитории (к этой категории исследователи относят, например, «Изложение веры и объяснение значения этого слова»). Большое значение, по мнению исследователей, имеет «Увещание епископа Кесария, или Совет смиренного грешника, обращённый вообще ко всем святым и ко всем епископам». Скорее всего, как полагают исследователи, это увещание никогда устно не произносилось, а рассылалось в качестве окружного послания. Оно было составлено незадолго до Cобора в Вазионе 529 г. Это увещание представляет собой своего рода программу церковной реформы Кесария. Шесть проповедей имеют аскетическое содержание и обращены к монахам. Проповедь 236 была произнесена в Леринском монастыре. Проповедь 233 также могла быть произнесена в Леринском монастыре, а затем в виде послания отправлена братии другого монастыря (Blandiacum). Проповеди 237 и 238, по мнению исследователей, произнесены в Арелате, причём первая адресована монашествующим обоего пола. В проповеди 238 Кесарий даёт монахам наставления относительно Великого поста. Ему также принадлежит гомилия к монахам, которая фактически является соединением отрывков из нескольких монашеских гомилий Евсевия Галликана. Сохранились «Послание к монахиням» (или «К аббатисе Кесарии и всей её общине»), написанное около 506 г., и «Правило для дев» (или «Установления святых дев»). Текст «Правила...» разделяется на три части.

 



 
PR-CY.ru