КЕСАРИЙ - Страница 19

Теплохладные имеют только вид монаха, но в очах Божьих они фактически лишаются монашества. Монахам, заметившим в себе нерадение и прочие развившиеся из него пороки, Кесарий рекомендовал как можно скорее обратиться к покаянию. В качестве средств для очищения души от скверны греха он называл молитву, пост, бдение, проявление истинной любви, истинного смирения и послушания. Особенное значение придавал словам Молитвы Господней «прости нам долги наши» (Мф. 6:12), которые соединяются с искренним прощением собственным обидчикам. По убеждению Кесария, монашествующие спасаются не сами по себе, но в составе монашеской общины, киновии. Основное свойство этой общины – взаимная братская любовь. Сильнейшим грехом против братской любви является гнев (iracundia), который следует немедленно исцелять испрашиванием прощения друг у друга. Настоятель монастыря (abba) является его административным главой и духовным отцом (pater) общины. На него возлагается попечение как о материальных нуждах, так и о духовном устроении монашествующих. Они же, в свою очередь, должны оказывать авве не только дисциплинарное послушание, но и искреннюю любовь. Члены братства спасаются под руководством настоятеля, которое совершается вдохновением Божьим. Монастырь Кесарий называл «тихой пустынью» (secretum) и «духовной крепостью» (castrum). Исполнению добродетели нестяжания способствует предварительный отказ от имущества перед поступлением в монастырь, равно как и общежительное устройство монастыря. Правила Кесария требуют не только общности имущества, но и проживания всех в одной общей келье. Общность имущества напрямую связывается с духовным единством общины. Поскольку монах не имеет собственности, но в монастыре есть только общее имущество, то забота о материальном обеспечении каждого возлагается на настоятеля. Подвиг отречения от мира требует, в частности, отказа от выхода за пределы монастыря и значительного ограничения переписки с мирскими родственниками. Из необходимости отсечения своей воли через послушание вытекает требование неукоснительного соблюдения дисциплины и подчинения начальствующим. Открытое непослушание старцам рассматривается как тяжкий грех. Начальствующие имеют право выносить порицание, причём порицаемый не должен оправдываться. Наказанный за какую-либо серьёзную провинность и «отлучённый от общения» (excommunicatus) поручается в воспитательных целях особому попечению старца. По мнению исследователей, Кесарий отчётливо не различал дисциплинарное послушание и послушание духовному наставнику. Наконец, в духе средневекового западного учения о «сверхдолжных заслугах» Кесарий полагал, что добродетели, или заслуги (merita), преуспевших или «явивших святость» монахов могут доставить прощение грехов (veniam inpetrare) и другим людям. Исследователи отмечают, что в целом аскетическое учение Кесария в значительной степени зависит от сочинений Иоанна Кассиана, которые в то время играли определяющую роль в формировании монашества в Южной Галлии. Некоторые положения правил Кесария могли быть восприняты им из общежительного Устава преподобного Пахомия (в переводе Иеронима Стридонского); другие элементы аскетического учения Кесарий мог заимствовать у Августина Блаженного. Аскетические труды Кесария послужили основой дальнейшего развития монашества в средневековой Европе.



 
PR-CY.ru