КЕСАРИЙ и ИУЛИАН - Страница 3

Евдоксия скончалась в юном возрасте, а Галла была охвачена нечистым духом, после того как попыталась разрушить фундамент церкви св. Лаврентия, строительство которой начал в то время папа Римский Дамас. Родители Галлы узнали, что на острове Хиос хранятся мощи мученика Исидора (память 14 мая), от которых происходят исцеления, и решили отправить туда дочь. По дороге она остановилась в Таррацине, епископ которой Феликс привёл страждущую в церковь, посвящённую Кесарию. Здесь Феликс горячо молился Богу о выздоровлении Галлы. Через три дня она исцелилась и рассказала, что ночью её посетил Кесарий и помог ей избавиться от бесовского наваждения. Узнав о чуде, Валентиниан с супругой прибыли в Таррацину, взяли частицы мощей Кесария и Иулиана и торжественно перенесли их в Рим, где в императорском дворце для них был построен ораторий, который освятил папа Дамас. Сказание, которое обычно исследователи датируют не раньше VI в., полностью лишено исторической достоверности, т.к. в нём перепутаны события, время и персонажи: супруга с именем Евдоксия была у императора Валентиниана III (425–455 гг.), который правил уже после смерти папы Дамаса I (304/305 – 384 гг.), а дочь Галла – у императора Валентиниана I Флавия (321–375 гг.), однако Плацидией называлась не она сама, а её дочь, носившая то же имя. Таким образом, как полагают исследователи, в Сказании об исцелении Галлы Плацидии речь идёт о дочери императора Валентиниана I, сестре будущего императора Валентиниана II (371 – 382 гг.), современнице папы Дамаса I, ставшей впоследствии женой императора Феодосия I Великого. В таком случае описанные события исследователи датируют приблизительно 379 г. Однако, по мнению А. Дюфурка, папа Дамас I, упоминаемый в Сказании, – это папа Римский Сикст III (432–440 гг.), друг императора Валентиниана III, а Галла – матрона Галла, дочь патриция Симмаха, и, таким образом, исцеление от мощей произошло не в IV, а в V в. В Мартирологе Иеронима Стридонского (V–VI вв.) память Кесария обозначена 21 апреля и 1 ноября. Первая дата, по мнению исследователей, связана с широким распространением почитания мученика в Риме и с освящением в этот день оратория в его честь на Палатине. Однако поскольку под этим же числом праздновался «день рождения Рима» (dies natalis Urbis Romae), память Кесария была впоследствии перенесена на 1 ноября во избежание совпадения светского и церковного торжеств. Под 1 ноября в Мартирологе Иеронима содержится испорченная запись: «В Террацине память святых...», далее следует ряд имён, в том числе Юлиан и Феликс.

 



 
PR-CY.ru