КАБАНОВ Иларион Георгиевич - Страница 6

И.Г. Кабанов и Т.И. Филиппов состояли в переписке, которая началась раньше личного знакомства и продолжалась несколько лет. В их письмах затрагивались вопросы современной церковной жизни, в частности, заседания Санкт-Петербургского отделения Общества любителей духовного просвещения, посвящённые единоверию. Письмо И.Г. Кабанова от 27 мая 1879 г. является откликом на работу Т.И. Филиппова «Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря». И.Г. Кабанов скончался и был похоронен в клинцовском Предотечевом монастыре, где окончательно поселился в начале 1880 г. Незадолго до смерти он был причащён и напутствован Балтским епископом Селивестром. В 1884–1885 гг. при участии Н.И. Субботина на страницах «Братского слова» был опубликован ряд воспоминаний о И.Г. Кабанове, авторы которых (преимущественно бывшие старообрядцы, присоединившиеся к единоверию) проводили мысль, что И.Г. Кабанов был близок к православной церкви и стоял на пороге присоединения к ней. Подобные утверждения были опровергнуты старообрядческими писателями, близко знавшими И.Г. Кабанова. Вскоре после публикаций «Братского слова» начётчик Антон Егоров подготовил сочинение «Память праведнику с похвалами: Несколько слов относительно автора «Окружного послания» Илариона Георгиевича», составленное из писем разных лиц, в том числе И.Г. Кабанова, в которых подчёркивается преданность последнего старообрядчеству. Сочинения И.Г. Кабанова оказали большое влияние на формирование старообрядческого самосознания во второй половине XIX в. После установления Белокриницкой иерархии И.Г. Кабанов первым поднял проблему освобождения религиозной жизни старообрядцев-поповцев от заблуждений беспоповского характера, накопившихся за многие десятилетия существования старообрядчества без архиереев. «Окружное послание» и связанная с ним полемика помогли следующему поколению старообрядческих начётчиков вывести апологетику старообрядчества на новый уровень, перейти к исследованию экклезиологических вопросов, не ограничиваясь защитой старого обряда. Труды И.Г. Кабанова наряду с сочинениями инока Павла (Великодворского) легли в основу апологетики поповцев во второй половине XIX – начале XX вв. И.Г. Кабанов был одним из последних русских книжников, писавших на церковнославянском языке. Стиль его сочинений высоко оценивали современники. По словам Н.И. Субботина, язык И.Г. Кабанова «отличается особенною выработанностью, напоминающею лучшие старообрядческие образцы в этом роде; он напоминает именно сочинения Андрея Денисова, но чужд той изысканности и витиеватости, которые нередко встречаются в сочинениях Денисова и немало вредят им». По мнению Н.И. Субботина, И.Г. Кабанов был «один из самых замечательных людей по уму, познаниям и талантам... из старообрядцев поповского согласия». Большая часть литературного наследия И.Г. Кабанова была подготовлена к печати Н.И. Субботиным.



 
PR-CY.ru