КАБАНОВ Иларион Георгиевич - Страница 4

В «Объяснении и всенижайшем прошении» Белокриницкому митрополиту Кирилу (Тимофееву; январь 1863 г.) И.Г. Кабанов писал: «Учения… г-на Конона (бывшего Козмы Трофимова) были нам известны еще в Лаврентиевском монастыре, куда ко отцам он присылал ругательные и отвратительные буллы» (впоследствии Конон (Смирнов) отказался от этих представлений.) Подобные воззрения разделяли и проповедовали старообрядцы-поповцы: священник Григорий Козин (Добрянский) из посада Добрянка, священник Василий Бухаров (Садовницкий) из Гуслицы, миряне Давыд Антипов, Прокоп Лаврентьев, Акинф Васильев. После публикации «Окружного послания» историк церкви Николай Иванович Субботин высказал мнение, поддержанное другими знатоками старообрядчества того времени (Иван Фёдорович Нильский, Павел Иванович  Мельников (Андрей Печерский)), о том, что документ является шагом к сближению старообрядцев с православной церковью. Однако для такой точки зрения, по мнению исследователей, достаточных оснований нет, на что обратили внимание современники: игумен Парфений (Агеев), Александр Григорьевич Вишняков, Николай Иванович Попов. Резко высказался по этому поводу в начале ХХ в. старообрядческий публицист Фёдор Евфимьевич Мельников: «В “Окружном послании” ясно выражено от лица старообрядцев: “Несть мы раскольницы и раздорницы, но чада единыя святыя соборныя апостольския древлеправославныя кафолическия Церкве”, а новообрядцы и их архипастыри признаются жестокими гонителями истинных христиан, дерзкими хулителями Христа и церковных преданий, отвратительными порицателями и лишёнными благодати Божией». Значительная часть старообрядцев белокриницкого согласия не приняла «Окружное послание» и образовала согласие противоокружников (неокружников), сторонники «Окружного послания» стали называться окружниками. Противоокружникам удалось привлечь на свою сторону Белокриницкого митрополита Кирила (Тимофеева). 23 июня 1863 г. «Окружное послание» решением освященного Собора было признано недействительным, что, однако, не остановило раскола в согласии. В январе 1863 г. И.Г. Кабанов написал прибывшему в Россию митрополиту Кирилу письмо («Объяснение и всенижайшее прошение»), в котором изложил причины создания «Окружного послания» и его актуальность. Тем же вопросам посвящено «Омышление православных христиан, жительствующих в разных посадах и слободах Черниговской и Могилевской губерний, о грамоте, названной “Объявление об уничтожении «Окружного послания»”». В сентябре 1866 г. И.Г. Кабанов написал «Достоверное свидетельство о различных беззаконных действиях бывшего епископа, ныне же изверженного и обнаженного от священного сана и звания Софрония, о душевредном и богопротивном учении его и о возрастающих плодах его, исполненных лицемерия, лукавства, злобы же и предательства». В сочинении описаны раздорнические действия изверженного в 1863 г. из епископского сана Софрония (Жирова), который воспользовался «Окружным посланием» для отделения от Московской старообрядческой архиепископии и привлёк на свою сторону митрополита Кирила, уверив последнего, что российские старообрядческие епископы впали в ересь. На состоявшемся в 1868 г. в Белой Кринице Соборе под председательством митрополита Кирила в очередной раз было заявлено об отказе от документа старообрядческих как зарубежных, так и российских епископов. На соборное решение И.Г. Кабанов ответил рядом небольших сочинений: «Апология», «Отклик», «Разбор белокриницкого акта 1868 г.» и др.

 



 
PR-CY.ru