КАБАНОВ Иларион Георгиевич - Страница 2

На переговорах дьяконовцы выдвинули условия: принять их без совершения чина принятия; предков, «умерших в разделении», поминать в церковных молитвах как православных христиан; принимать присоединяющихся от Греко-Российской церкви к Белокриницкой иерархии третьим чином (через миропомазание). С первыми двумя условиями старообрядческие епископы согласились, третье вызвало возражения, поскольку противоречило сложившейся у поповцев практике. В середине декабря 1859 г. И.Г. Кабанов послал из Стародубья в Москву уведомление, что дьяконовцы не согласны исключить третий пункт. Присоединение не состоялось. Впоследствии участие в деле дьяконовцев стало причиной необоснованных обвинений И.Г. Кабанова в принадлежности к этому согласию. Однако, хотя И.Г. Кабанов считал возможным присоединение к Белокриницкой иерархии из православной церкви третьим чином, он никогда не писал сочинений в защиту дьяконова согласия. Участвуя в деле дьяконовцев, И.Г. Кабанов избегал общения с ними в трапезе. Центральными в творчестве И.Г. Кабанова стали сочинения, направленные на укрепление и исправление внутренней жизни белокриницкого согласия. В 1861–1862 гг. он работал над книгой «История и обычаи Ветковской церкви» («Кратчайшее начертание истории Ветковския церкве, вкупе же и краткое изложение догматов, и преданий, чинов же, и обрядов, и обычаев древле-православно-кафолическаго исповедания единыя святыя соборныя апостольския Древле-Греко-Российския Церкве, свято сохраненных до времен Никона патриарха и доныне сохраняемых последователями древлецерковнаго благочестия свято, и нерушимо, и отнюд неизменно»). Создание этого труда было вызвано рядом причин. На старообрядческом освященном Соборе 1861 г. Саратовский епископ Афанасий (Кулибин), отмечая нестроения и расхождения в богослужебной практике различных общин, укоренившиеся за «время беспастырства», выступил с призывом: «Сделать соборное постановление, чтобы уставы и чиноположения церковные исполнялись согласно с правилами святых отец и местных обычаев, как оные исполнялись первоначально в древлеправославной Ветковской церкви, иргизских монастырях и на московском Рогожском кладбище, свято и неизменно». Главной целью И.Г. Кабанова в книге «История и обычаи Ветковской церкви» было детальное описание обычаев, обрядов, богослужения ветковских общин в качестве образца для всех приходов Белокриницкой иерархии. Он также выступил против негативных общественных явлений своего времени: против распространения материалистического мировоззрения и религиозного равнодушия, против использования старообрядцами «одеяний чуждых, сиречь иностранных» и др. Книга состоит из двух частей. Первая часть открывается коротким рассказом о воплощении Христа, далее следует рассказ об определении апостолами места проповеди. Повествуя о том, как апостол Андрей посетил русские земли, автор переходит к сюжету о Крещении Руси при князе Владимире (Василии) Святославиче и пишет: «В таковая лета благоволением Божиим в Русстей земли просия в чюдесех, и знамениих, и нетлении телес премногое множество святителей, благоверных великих князей и княгинь, и преподобных отец, и святых праведных мужей и жен. И вси сии угодницы Божии благоверием своим и добрым житием получиша благодать Божию, сохранивше заповеди Господня и соблюдше неизменно вся древлецерковные предания свято и нерушимо».

 



 
PR-CY.ru