КАБАНОВ Иларион Георгиевич - Страница 3

И.Г. Кабанов повествует о патриархе Никоне, который забыл заповедь «не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои», пишет о богослужебной реформе, о трагической судьбе Коломенского епископа Павла. Затем следует рассказ о становлении старообрядческого центра на Ветке, который заканчивается событиями первой (1735 г.) и второй (1764 г.) «выгонок». История Ветки дорога И.Г. Кабанову потому, что здесь «сохранены быша без ущерба в неизменном виде все догматы и предания, чины и уставы, обряды же и обычаи древле-православно-кафолическия Всероссийския Церкви. Те, глаголю, догматы и предания, яже Христос апостолам предаде». Сочинение И.Г. Кабанова не историческое исследование, но изложение событий в старообрядческой интерпретации. При работе над данной частью он опирался на «Житие протопопа Аввакума», «Историю о отцах и страдальцах Соловецких» Семена Денисова (см. Денисовы), книгу писателя-беспоповца XVIII в. Ивана Алексеева «О бегствующем священстве». Во второй части сочинения (состоит из 33 глав, обобщения и заключительной молитвы к Святой Троице) повествуется об обычаях и уставах ветковских общин. Особый этап в жизни И.Г. Кабанова ознаменован работой над «Окружным посланием» («Окружное послание единые святые соборные апостольские, древле-православно-кафолические церкве в назидание и предостережение возлюбленных чад от некоторых вредных и нелепых сочинений»), которое было подписано старообрядческим Московским духовным советом 24 февраля 1862 г., 15 апреля следующего года документ подписали заграничные старообрядческие архиереи. Необходимость в таком сочинении возникла в связи с распространением среди старообрядцев-поповцев ложных мнений и сочинений («тетрадей»), вышедших преимущественно из беспоповской среды («Апокалипсис седмитолковый», «Книга Евстафия Богослова», «Слово от старчества», «О бражнике», «О винном сотворении» и др.). В «Окружном послании» содержалось обличение следующих заблуждений, распространившихся среди старообрядцев к середине XIX в. В противоположность утверждению беспоповцев о прекращении священства И.Г. Кабанов доказывал сохранение церкви и священства «до скончания века». Против утверждения, что под именем Иисус Греко-Российская церковь чтит антихриста, И.Г. Кабанов (считавший единственно правильной форму Исус) писал, что имя Иисус «хулити не дерзаем... Ибо ныне в России господствующая Церковь, вкупе же и Греческая, под сим именем исповедует того же Христа Спасителя, по плоти родословима сына Давыдова». Против отказывавшихся молиться за власть он писал об обязательности приносить на литургии просфору за царя и его семью. В «Окружном послании» защищается двусоставный равноконечный крест, который должен находиться в установленных местах, например, на священных одеждах. Важной исследователи считают главу, где говорится о причинах отделения старообрядцев: из-за богослужебной реформы патриарха Никона и из-за «жестокословных» порицаний на имя Исус и двоеперстие, содержащихся в православных противораскольнических сочинениях («Розыск о раскольнической брынской вере» Димитрия (Савича  (Туптало)), труды архиепископа Никифора (Феотоки), «Пращица» епископа Питирима и др.). Критика И.Г. Кабанова была направлена как против беспоповцев, так и против некоторых членов белокриницкого согласия, в первую очередь, против действий Новозыбковского епископа Конона (Смирнова (Дуракова)), который до рукоположения и некоторое время после хиротонии разделял беспоповское учение о духовном воцарении антихриста и мнение о том, что имя Иисус обозначает антихриста.

 



 
PR-CY.ru