КАБАНОВ Иларион Георгиевич - Страница 5

В 1862–1863 гг. начал работу над «Уставом, или Кратким изложением догматов и преданий древле-православно-кафолического исповедания единыя святыя соборныя и апостольския Церкве», который по замыслу автора должен был стать дополнением к «Окружному посланию»; «Устав...» близок по содержанию к «Истории и обычаям Ветковской церкви». После отказа Собора от «Окружного послания» работа над «Уставом...» была прервана. Для И.Г. Кабанова была важна идея сакральности царской власти. Необходимости молиться за царя вне зависимости от его вероисповедания посвящён ряд сочинений старообрядческого книжника. В конце 1850 гг. он написал книгу «О монархиях ассирийской, мидийской, греческой и римской и последовательно исторически о царех греческих и римских», а также исследование о «жертвоприношении за царей», доказывая, что в древности христиане по апостольской заповеди молились не только за царей православных, но и за отошедших от истинной веры. В «Окружном послании» И.Г. Кабанов отстаивал приношение пятой просфоры на литургии за царя против утверждения оппонентов, что если царь – еретик, то молиться за него не нужно. В мае 1863 г. по случаю восстания в Польше И.Г. Кабанов по просьбе клинцовских старообрядцев написал послание императору Александру II с выражением верноподданнических чувств. По отзыву старообрядческого епископа Селивестра, «это замечательное, выдающееся из среды старообрядческого мира произведение светлого и здравого направления, согласное с учением св. Церкви и скреплённое текстами Священного Писания, блеснуло во всю Россию, каковое читали с душевною сладостию не точию старообрядцы, приемлющие священство, но и прочие, отдельные от нас общества» (послание в списках распространялось среди старообрядцев). В своих взглядах И.Г. Кабанов не был одинок среди старообрядцев. Его поддерживали старообрядческие епископы Аркадий (Шапошников), Варлаам (Рымарев), Селивестр (Малышев), который в 1840 гг. был письмоводителем и учеником И.Г. Кабанова, Арсений (Швецов), в 1870 гг. советовавшийся с И.Г. Кабановым по поводу своих сочинений (например, при работе в 1873 г. над «Замечаниями на книгу Жития Александра Ошевенского»). Арсений (Швецов) написал несколько сочинений в поддержку идей «Окружного послания». С И.Г. Кабановым был близок старообрядческий священник Е.П. Мельников, отец Ф.Е. Мельникова, называвший И.Г. Кабанова «просветителем..., истребителем богоборной и крестоборной ереси и лжеучения беспоповского..., гонимым и преследуемым от небратолюбцев за слово истины» (Е.П. Мельников прославлял «безмерное... смирение и терпение» И.Г. Кабанова). В 1864 г. И.Г. Кабанов находился в Санкт-Петербурге, работал в Императорской Публичной библиотеке, познакомился с её директором Афанасием Фёдоровичем Бычковым, а также с издателем журнала «Христианские древности» Василием Александровичем Прохоровым. В конце года книжник совершил паломническую поездку в Тихвин, Новгород, Псков, затем вернулся в Москву. В марте 1869 г. И.Г. Кабанов, потерпевший поражение в защите «Окружного послания», уехал из Москвы и вскоре совершенно отошёл от участия в церковных делах и от писательского труда. Жил в Калуге, в Покровском монастыре близ Клинцов. В 1876 г. в Калуге И.Г. Кабанов встретился с Тертием Ивановичем Филипповым, видным государственным чиновником и православным публицистом, получившим в старообрядческой среде известность благодаря выступлениям в Санкт-Петербургском отделении Общества любителей духовного просвещения о возможности снятия клятв Большого Московского собора 1666–1667 гг. на старый обряд.

 



 
PR-CY.ru