КАБАНОВ Иларион Георгиевич

КАБАНОВ Иларион Георгиевич, псевдоним Ксенос (1819–1882 гг.) – апологет старообрядческой Белокриницкой иерархии, автор «Окружного послания». В 15 лет оставил родительский дом и поселился в старообрядческом Лаврентьевском монастыре на Ветке близ Гомеля. В 1830 гг. настоятелем монастыря был Аркадий (Шапошников; впоследствии старообрядческий Славский епископ), собравший вокруг себя много талантливых людей. Широкой начитанностью И.Г. Кабанов во многом был обязан хорошей монастырской библиотеке. В 1864 г. епископ Аркадий писал о И.Г. Кабанове: «От юны версты вдаде себе в Лаврентьев монастырь на послушание, проходил строго-иноческую жизнь, прилежа чтению Божественного Писания, списа многия книги». В книгохранилище Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) находится «Цветник», написанный в Лаврентьевском монастыре во второй половине 1760 – 1770 гг., с владельческой записью И.Г. Кабанова: «Сия святая и богодохновенная книга Цветник, жития святых отец, и поучения, и проч., принадлежит грешному Илариону, куплена им самим в Лаврентьевом монастыре у переплетчика инока Нила благоволением отца его инока Саватия ценою по счету 25 руб. ассигнациями 7352 (1844) месяца апреля в 3 день, в понед[ельник] Фомин 2 недели по Пасце в час 6 дне. Истинно написано и кроме всякаго лицемерия. Аминь, аминь, аминь». Сборник, приобретённый И.Г. Кабановым незадолго до (если не накануне) закрытия Лаврентьевского монастыря в 1844 г., свидетельствует об интересе владельца к иноческому образу жизни, к Житиям подвижников и учителей церкви. Не приняв иноческого пострига, И.Г. Кабанов до последнего дня вёл жизнь согласно монашескому уставу. В 1844 г. Лаврентьевский монастырь был закрыт властями, насельники, отказавшись присоединиться к единоверию, разошлись. И.Г. Кабанов жил в различных старообрядческих монастырях Стародубья, участвовал в богословских диспутах с беспоповцами, в первую очередь, в связи с мнением беспоповцев об уже состоявшемся духовном воцарении антихриста и о прекращении благодати священства (исходя из этого мнения, беспоповцы утверждали, что истинное священство в настоящее время невозможно; после установления в 1846 г. Белокриницкой иерархии её противники заявляли, что она ложная). Среди первых сочинений И.Г. Кабанова – написанная в 1846 или 1847 г., после споров с беспоповцем Савой Борковым, книга «О Енохе и Илии» против мнения беспоповцев об уже состоявшемся духовном пришествии ветхозаветных пророков Илии и Еноха. Во второй половине 1840 гг. И.Г. Кабанов уже имел репутацию широко образованного начётчика и талантливого полемиста; чтобы читать святоотеческие книги в оригинале, он выучил греческий язык. После того как в 1847 г. стародубский Покровский монастырь стал единоверческим, И.Г. Кабанов оставил обитель. Совершив весной 1849 г. паломничество в Киево-Печерскую лавру, книжник поселился в клинцовском Предотечевом монастыре в местности Полоса в Стародубье. В 1859 г., согласившись быть посредником в деле присоединения общин старообрядцев дьяконова согласия, проживавших в Стародубье, к Белокриницкой иерархии, И.Г. Кабанов поехал в Москву, где познакомился с Владимирским архиепископом Антонием (Шутовым), Казанским епископом Пафнутием (Шикиным) и другими старообрядческими иерархами.

 



 
PR-CY.ru