КАУФМАН Йехезкель - Страница 5

Если устройство скинии и порядок совершения богослужения, описанные в книгах Исход (см.: Исх. 25–30) и Левит (см.: Лев. 1–10), являются проекцией реалий Второго храма, как это полагал Ю. Велльгаузен, то для исследователей остаётся неясным, как в эпоху Второго храма был создан текст, в котором первосвященник выполняет пассивную роль. Кроме того, в Числ. 27:12–23 содержится предписание относительно урим и туммим, посредством которых начальник народа должен был вопрошать Бога, принимая ответственное решение. Исследователям кажется невероятным, чтобы такое предписание, не имеющее соответствий в обрядовой практике эпохи Второго храма и лишённое значимости для этого периода, было сформулировано в послепленную эпоху. 5) Ю. Велльгаузен считал, что выделение десятины на нужды священнослужителей могло иметь место только в эпоху Второго храма. Согласно Лев. 27:30, «...Всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу»; в соответствии с Втор. 15:19–21 Господу посвящаются также все первенцы домашних животных: они не могут быть использованы для сельскохозяйственных работ и должны быть приносимы в жертву каждый год в Иерусалиме («на месте, которое изберёт Господь»). Похожее предписание даётся в Числ. 18:15, 17–18, однако делается оговорка, что только кровь и жир животных используются для жертвоприношения, а мясо отдаётся священникам. По мнению Ю. Велльгаузена, данные свидетельства Священного Писания отражают разные этапы развития традиции: «Десятина… первоначально отдавалась Богу, и с нею поступали так же, как и с другими жертвами, т.е. её съедали на священных пирах лица, приносившие жертву, а не жрецы»; напротив, «Жреческий кодекс» «в конце концов превращает все десятины в простую подать, собираемую левитами… и идущую в пользу клира». В Иез. 44:28–31 о десятине ничего не говорится, между тем как ситуация, описанная в Неем. 10:38 (т.е. относящаяся к эпохе Второго храма), точно соответствует предписанию книге Числа. Й. Кауфман предложил скорректировать предложенную Ю. Велльгаузеном хронологию. Он отметил, что само указание на то, что десятина принадлежит Господу (Лев. 27:30), относится к «Жреческому кодексу»; уже это обстоятельство позволяет исследователям подвергнуть сомнению схему Ю. Велльгаузена. Левитам даётся предписание делать возношение десятой части той десятины, которую они получают от израильтян (Числ. 18:26–29). Отсюда для исследователей ясно, что заповедь о десятине не была связана исключительно с необходимостью содержания левитов. Числ. 18:26–29 и Лев. 27:30 имеют общее основание: десятина должна быть посвящена Богу, и левиты обязаны приносить десятину от своих доходов наряду с остальными израильтянами. Десятина, приносимая народом, была приспособлена для содержания левитов (в этом Й. Кауфман соглашается с Ю. Велльгаузеном), однако десятина, приносимая левитами, сохранила своё первоначальное значение. Использование десятины для содержания левитов было вторым этапом развития традиции; оно соответствует допленной эпохе. Против Ю. Велльгаузена, который считал появление многочисленного штата левитов возможным только в эпоху Второго храма, Й. Кауфман приводит свидетельство 1 Езд. 8:15: среди иудеев, вышедших с Ездрой из Вавилона, не оказалось ни одного левита. Участие народа в священной трапезе, для которой десятину приносили в Иерусалим, Й. Кауфман считал последним этапом традиции, левиты здесь участвуют в празднике вместе с народом (Втор. 14:22–27); кроме того, дается предписание раз в три года приглашать на эти пиры бедных (Втор. 14:28–29).

 



 
PR-CY.ru