КАУФМАН Йехезкель

КАУФМАН Йехезкель (1889–1963 гг.) – израильский историк, библеист и социолог. Родился в религиозной еврейской семье, в основном, занимавшейся текстильным производством. Начальное образование Й. Кауфман получил в хедере, где изучал Талмуд и мидраш. В 18-летнем возрасте поступил в «Явне», модернизированную иешиву в Одессе, основанную раввином Хаимом Черновицем. Концепция образования и воспитания, разработанная рабби Хаимом, оказала влияние на последующую деятельность Й. Кауфмана и определила направления его исследования. Хаим Черновиц противостоял стремительно нараставшей ассимиляции русского еврейства. Новая система образования должна была ориентироваться на интересы молодого поколения, давая учащимся возможность приобщиться к достижениям современной науки, и вместе с тем сохранять внимание к традиционным еврейским ценностям. Одесса была центром еврейского возрождения в Восточной Европе. Выпускниками иешивы «Явне» были выдающиеся деятели еврейской культуры, в том числе поэт Хаим Нахман Бялик и историк Йосеф Гедалия Клаузнер. Именно здесь Й. Кауфман заинтересовался проблемой национальной самоидентификации еврейского народа на протяжении его истории. В 1913 г. опубликовал в журнале «Ха-Шилоах» статью «Иудаизм Ахад га-Ама», в которой критиковал социально-религиозные взгляды известного идеолога и публициста Ашера Гирша Гинцберга (1856–1927 гг.; Ахад га-Ам – литературный псевдоним). В этой работе Й. Кауфман впервые заявил о монотеизме как о главном факторе, определяющем культурную и политическую историю еврейского народа. По его мнению, видеть в качестве основы иудаизма только мораль – значит обеднять его сущность, и не понимать его подлинное историческое значение. После окончания иешивы Й. Кауфман изучал еврейскую историю под руководством Семёна Марковича Дубнова на курсах востоковедения в Санкт-Петербурге, основанных Давидом Горациевичем Гинцбургом. В 1913 г. Й. Кауфман поступил в Бернский университет, занимался философией и изучал семитские языки. В 1918 г. защитил докторскую диссертацию по неокантианской философии. В 1920 г. в Берлине было издано сочинение Й. Кауфмана «Против положений феноменологического подхода Гуссерля». Все последующие работы Й. Кауфмана связаны исключительно с иудаикой, хотя внимание к философским проблемам заметно в его социологических трудах и в критике теории Юлия Велльгаузена. После защиты диссертации Й. Кауфман жил в Берлине и занимался исследованиями в области социологии и историософии, в 1928 г. переселился в Палестину. Большое влияние на формирование его научных взглядов оказали работы Максимилиана Вебера и Вильгельма Дильтея. Итогом многолетних трудов Й. Кауфмана стало фундаментальное социологическое исследование истории еврейского народа «Гола ве-нехар» («Диаспора и чужбина»), опубликованное уже после эмиграции из Германии (1930–1932 гг.). С 1928 г. Й. Кауфман работал старшим преподавателем еврейских наук в реальном училище в Хайфе; в 1949–1963 гг. – профессор библеистики в Еврейском университете в Иерусалиме. В 1958 г. Й. Кауфман стал лауреатом Государственной премии Израиля по иудаике.

 



 
PR-CY.ru