КАУФМАН Йехезкель - Страница 4

Сложную систему предписаний о совершении жертвоприношений исследователь считал проявлением нового типа религиозности, пришедшего на смену «этическому монотеизму» пророков. Представление о законности и допустимости только одного порядка совершения богослужения явилось следствием централизации культа в Иерусалиме. Й. Кауфман показал, что сложность ритуалов, описанных в Лев. 1–7, не может служить критерием для их поздней датировки: аккадские и угаритские тексты свидетельствуют о существовании на Ближнем Востоке хорошо разработанной техники жертвоприношений во II тыс. до н.э. Кроме того, есть свидетельство 4 Цар. 12:16 («Серебро за жертву о преступлении (ср.: Лев. 5:6) и серебро за жертву о грехе (ср.: Лев. 7:37) не вносилось в дом Господень: священникам оно принадлежало»), подтверждающее существование очистительных обрядов до эпохи плена (тем не менее, Ю. Велльгаузен замечал, что в данном стихе речь идёт не о жертвах, а о денежных штрафах, носивших такие же названия, как и жертвы. По мнению Ю. Велльгаузена, денежные штрафы предшествовали появлению очистительных жертв). 3) Ю. Велльгаузен отмечал резкий контраст в предписаниях о праздновании Песах (Пасхи), Шавуот (Пятидесятницы) и Суккот (Кущей) в книге Исход и в текстах, относимых к «Жреческому кодексу». Во Втор. 16:1–17 не называется конкретная дата совершения этих праздников (за исключением указания на разницу в семь недель между Песах и Шавуот – Втор. 16:9). Это обстоятельство, как и содержание праздничных обрядов (употребление опресноков (первоначально в интерпретации Ю. Велльгаузена лепёшек из слабо размолотого зерна) на Песах, принесение начатков жатвы в Шавуот, проживание в кущах в Суккот, которое исследователь соотносил с необходимостью ночевать в поле в период уборки урожая), отражает тесную связь упоминаемых праздников с сельскохозяйственным циклом. Напротив, в Лев. 23 и Числ. 28:16–29:39 эти праздники имеют точные датировки и жёстко регламентированную систему жертвоприношений, что говорит, по мнению Ю. Велльгаузена, о последовавшей ритуализации этих праздников и об утрате их первоначального значения (см. в ст. Йом Киппур). Кроме того, перед праздником Суккот стали совершаться Праздник труб (Новый год, Рош ха-Шана) и День очищения (Йом Киппур), не имеющие исторической связи с сельскохозяйственным циклом и упоминаемые в Ветхом Завете только в Лев. 16 и Числ. 29:1–11. Критикуя позицию Ю. Велльгаузена, Й. Кауфман указывает на наличие точных дат сельскохозяйственных праздников в календарях Египта и Вавилонии. По мнению Й. Кауфмана, то обстоятельство, что Новый год и День очищения описаны исключительно в «Жреческом кодексе», связано с центральной ролью священнослужителей в этих праздниках и c минимальным участием народа (единственное предписание, касающееся народа в Лев. 16 (описание очистительных обрядов на Йом Киппур), – «смирять душу» (Лев. 16:29, 31), так что даже остаётся неясным, должен ли был народ присутствовать во дворе скинии (храма) во время совершения ритуала). 4) Й. Кауфман обратил внимание на то, что в «Жреческом кодексе» высшим авторитетом в общине выступает не первосвященник Аарон, а пророк Моисей.

 



 
PR-CY.ru