КАПИТОН - Страница 5

В конце 1660 гг. власти искали Капитона в Нижегородском и Муромском уездах. Схваченные вязниковские пустынники на допросах сообщали, что они, ожидая скорого конца света, не приемлют таинств евхаристии, брака, крещения, в церковь, которую они называли «простой храминой», не ходят и к себе священников не пускают, погребают умерших в лесу «просто» – без пения и молитв, соблюдают строжайший пост. О живших в Суздальском и Гороховецком уездах «богомерских пустынниках» проводивший следствие старец Серапион доносил: «Не велят женитися, ни мужем ж женами жити, ни попов в дом пущати, ни к церквам Божиим не велят ходити, ни причашчатися Святых Пречистых Таин, и младенцев не велят крестити. И твоему царскому величеству хула идет велия от них... А которая, государь, от них на святыя Божии церкви, и Святыя Пречистыя Таины, и на святое Крещение, и твоему царскому величеству хула идет, – того, государь, нельзя писать, ни усты человеческим глаголати». Серапион отметил широкое распространение этого учения среди крестьян, которые «пустынь горшее и лесных пустынников творят». В деревнях широко проповедовалось самоубийство: «Им весть подана: желаемого не получить, а самому погибнуть». «Капитоновщина» была исключительно крестьянским движением. Не признавая духовенства, последователи Капитона имели «учителей», которыми становились простые крестьяне («мужи-орачи», «мужики-неуки»), иногда женщины: известной проповедницей «капитоновщины» в 1660 гг. была Евпраксия. С ожиданием конца света была связана проповедь последователей Капитона о самоубийстве через самоуморение или самосожжение. Рязанский архиепископ Иларион, участвовавший в следствии по делу о вязниковских пустынниках в 1665/1666 г., доносил царю: «И они учат: ныне-де настоит в антихристово пришествие комуждо заморитися гладом. И от их прелести многия мужеска пола, и женска, и девическа гладом себя заморяли». Евфросин, который вёл яростную борьбу с проповедниками самоубийства, считал «сицевым смертем первым законодавцем» ученика Капитона Василия Волосатого, который хвалился тем, что «уже с тысячу мучеников на тот свет пустил, в ямах и пустых хороминах Великим постом до смерти задержал». Другие ученики Капитона (старцы Леонид и Вавила) приписывали изобретение самоуморения самому Капитону, говорившему: «Кто-де чернцы и боголюбы живут в пустынях, и они б-де себя для своего душевного спасения заморяли голодом». Евфросин писал, что не только самоуморение, но и самосожжение впервые появилось в «капитоновщине» – у вязниковских пустынников. Это сообщение подтверждается документами: в обрывках дела о сыске «Капитоновых учеников» указано несколько случаев самосожжений в 1665–1666 гг. Евфросин сообщает, что самосожжение быстро распространилось в Пошехонье, в Романове, на Новгородской земле и в Поморье, сторонники «самоубийственных смертей» оправдывали свою пропаганду приходом в мир антихриста и прекращением таинств. Самосожжения в конце XVII в. назывались «капитонством»: например, в челобитной крестьян Черевковской волости Устюжского уезда 1690 г. указывается, что в их волости «крестьянишки» сгорели в «капидонстве». Эти свидетельства дают исследователям основание предположить, что в последней трети XVII в. «капитоновщина» получила распространение на северно-русских землях и преобладала там над последователями «старой веры», не отрицавшими церковной иерархии и таинств (к которым принадлежал Евфросин). Василий Флоров, в первой трети XVIII в. описывавший поморских беспоповцев, указывал, что до поморцев здесь существовала другая беспоповщина, сторонники которой «учаху, яко уже пришел антихрист», призывали к самосожжению, отрицали брак.

 



 
PR-CY.ru