КАПИТОН

КАПИТОН (1580 гг. (?) – раньше 1662 г.) – создатель нескольких монастырей, зачинатель движения в Верхнем Поволжье, отрицавшего церковную иерархию и таинства. По сообщению Игнатия (Римского-Корсакова), архимандрита Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря, в 1687 г. ездившего в Кострому и Кинешму для увещевания старообрядцев (см. Старообрядчество), Капитон происходил из крестьян дворцового села Даниловского, принял постриг, «яко бяше убог сый и не имяше чим в мире питатися». Историк старообрядчества Андрей Иванович Журавлёв называл Капитона «самопостриженником». В конце XVI – начале XVII вв. (или в 1620 гг.) Капитон, уже имевший «чин священства», вместе с 30 пустынниками подвизался в лесах по реке Ветлуге. Здесь его навестил Корнилий Выговский (впоследствии один из основателей старообрядческого Выголексинского общежительства), стремившийся найти наставника в монашеском делании. Корнилий прожил в общине Капитона два месяца и, не получив из-за своей молодости от Капитона разрешения остаться с пустынниками, ушёл в Вологду. В Житии инока Корнилия, созданном в 1720 гг. на основе рассказов Корнилия, описана жизнь отшельников на Ветлуге: «Сам Капитон обложен бысть тяжкими веригами железными, постом и поклонами томя себе. От братии же и инии же чрез день хлеб и сурово зелие по захождении солнца ядяху; по ядении же моляхуся и, мало уснувше, паки Псалтырь и каноны пояху. Свитающе же дню, благословение вземше, трудов земных касахуся, от своих бо трудов пищу себе приимаху. Такову наготу стяжаша: вместо свитки по пояс запон держаху, плеча же мантиею до пояса покрываху. И инии же на ребрах не спяху, но седя или стоя мало сна приимаху». Капитон был строгим аскетом. Старообрядческий книжник Евфросин описал вериги Капитона: «Вериги на себе носил каменныя, плита созади, а другая спереди, по полтора пуда в обех, и всего весу три пуда. Петля ему бе пояс, а крюк в потолке, а обе железны, и то ему постеля: процепя крюк в петлю, повисаше спати». По словам Семёна Денисова (см. Денисовы), писавшего о Капитоне в «Винограде российском», уже в начале своего монашеского пути Капитон прославился строгостью жизни и пророческим даром. Семён Денисов сообщил, что Капитон («муж чуднаго жития») стал известен царю Михаилу Фёдоровичу. В 1630 г. Капитон устроил Спасскую Княгининскую пустынь на реке Шуе (Междуреченский район Вологодской области). Капитон получил для монастыря в безоброчное владение Княгинино озеро (в 1654 г. старцы Княгининой пустыни просили царя Алексея Михайловича пожаловать им земли по обоим берегам рек Ихалицы и Вои – от Княгинина озера до Сухоны, как это было при Капитоне; подтверждающая грамота также была выдана царём Фёдором Алексеевичем в 1677 г.). В 1634 г. Капитон получил царскую грамоту с разрешением основать Троицкий монастырь на дворцовой пустоши Колесниково около села Даниловского. Монастырю были пожалованы пустоши Колесниково и Маремьянин починок, а также, по мнению исследователей, значительные денежные средства, т.к. в обители сразу же началось каменное строительство.

 



 
PR-CY.ru