КАНОН МЕССЫ - Страница 11

Выраженное здесь богословие было воспринято последующей римской традицией, сделавшей акцент на чтении установительных слов как самом важном моменте евхаристии. Освящающее действие слов Христовых подчёркивает и Амвросий Медиоланский. Учение о том, что institutio является моментом Пресуществления, было окончательно закреплено в Декретах об армянах (22 ноября 1439 г.) и яковитах (4 февраля 1442 г.) Ферраро-Флорентийского собора. В тридентском чине ключевое значение этого момента в Каноне мессы подчёркивается несколькими действиями: возжигается светильник, который горит до потребления Крови священником или до окончания причащения народа; совершается возношение Агнца и коленопреклонения; если есть кадильщик, он совершает каждение, стоя на коленях. Обычай возношения Гостии получил широкое распространение после споров в Парижском университете о том, когда хлеб становится Телом – после слов о Чаше или до, независимо от них? Постановление об этом было принято епископом Одоном Парижским (1196–1208 гг.). В 1219 г. папа Гонорий III предписал, чтобы этот обычай соблюдался в Англии и Ирландии во время поклонения народа. В этот же период распространяется обычай звонить в колокольчик в момент освящения Даров (со времён папы Григория XI принят всей католической церковью). С XIV в. становится обязательным коленопреклонение в этот момент. Возношение Чаши впервые отмечено у Вильгельма Дуранда Старшего как новый обычай. В раннее Средневековье в текст «Qui pridie» о Чаше – «Simili modo» («Подобным же образом») – была сделана интерполяция – «тайна веры» (mysterium fidei). Впервые она упоминается в толковании мессы Псевдо-Германа. Некоторые исследователи считают, что её цель – подчеркнуть освятительное значение установительных слов. По мнению других учёных, слова добавлены в связи с действиями диаконов в этот момент литургии (в соответствии с 1 Тим. 3:9). «Unde et memores» («Посему и мы, воспоминая») – анамнесис, содержащий краткое воспоминание спасительных деяний Христа и указание на приношение. О воспоминании не только Страстей, но и Вознесения Господня говорит Киприан Карфагенский. Большое число вспоминаемых в Каноне мессы этапов Домостроительства спасения приводит Арнобий Младший. Вариант римского Канона мессы соответствует «De sacramentis»: вспоминаются Страсти, «от преисподних Воскресение» и Вознесение. Во второй части этого раздела формула «De sacramentis» («inmaculatam hostiam, rationabilem hostiam, incruentam hostiam») отличается от римского варианта не только перестановкой слов («hostiam puram, hostiam sanctam, hostiam immaculatam»), но и наличием важного для евхаристического богословия термина «rationabilem», подчёркивающего духовный характер Жертвы, отличающий христианскую литургию от языческих и ветхозаветных жертвоприношений. По мнению исследователей, отсутствие этого термина в римском «Unde et memores» связано с тем, что в римской традиции он стал восприниматься как относящийся к Дарам только до их освящения (поэтому он есть в «Quam oblationem», но не нужен и даже было бы ошибкой его употребление после «Qui pridie»). «Supra quae» («На которые») – четвёртая молитва о принятии приношения, в которой Евхаристическая Жертва сопоставляется с ветхозаветными жертвами. В этой молитве Мелхиседек называется первосвященником (summus sacerdos), что противоречит библейскому повествованию Быт. 14:18 (в Вульгате он назван sacerdos Dei Altissimi). Выражение «summus sacerdos» прилагается к Мелхиседеку и в «De sacramentis», где приводится молитва, во второй части почти буквално совпадающая с «Supra quae».

 



 
PR-CY.ru