КАНОН МЕССЫ - Страница 13

По мнению исследователей, он восходит к традиции литургико-канонических памятников. Заключительное славословие характерно для большинства евхаристических молитв. В римском Каноне мессы славословие имеет тринитарную форму. Впервые в тексте Канона мессы упоминается Святой Дух. Завершается Канон мессы, как и большинство евхаристических молитв, ответом народа – «Аминь». После разделов «Communicantes», «Hanc igitur», «Supplices te rogamus», «Memento etiam» и «Nobis quoque» добавляются слова: «Per eundem Christum Dominum nostrum» («Через того же Христа Господа нашего»). Когда сделана данная вставка, исследователи установить не могут, но похожий элемент находят в арианских фрагментах кардинала Анджело Маи. Кроме того, после этих слов во всех случаях (кроме «Nobis quoque») добавляется «Аминь». Вставки «Аминь» были сделаны между IX–XII вв. В наиболее полной и фиксированной форме жесты, сопровождающие чтение Канона мессы, отражены в тридентском чине, хотя в том или ином объёме обсуждаются и у средневековых толкователей мессы. Во время произнесения слов вступительного диалога священнослужитель совершает воздеяние рук, а на «Gratias agamus» соединяет их у груди и возводит глаза к небу. Переходя к префации, снова воздевает руки. В конце чтения префации соединяет их на время «Sanctus», а во время «Benedictus» осеняет себя крестным знамением. Перед тем как продолжить чтение евхаристической молитвы, священник поднимает глаза на Распятие, потом соединяет руки. При чтении «Te igitur» он склоняется над престолом и целует его на словах «молим и просим» и трижды осеняет Дары после слов «прими и благослови». При поминовении живых и при чтении «Communicantes» он соединяет руки, а на «Hanc igitur» простирает руки над Дарами. Во время «Quam oblationem» совершается пять крестных знамений над Дарами. Перед чтением «Qui pridie» священник вытирает большой и указательный пальцы о корпорал, чтобы затем взять ими Гостию. На слове: «Благословил» знаменует её правой рукой один раз. Слова «Сие есть Тело Моё» произносятся над гостией, которую он держит в руках, опираясь локтями на престол и наклонив голову. Потом священник совершает коленопреклонение и возношение Гостии. После положения св. Тела на корпорал преклоняет колени, с этого момента держит соединёнными указательные и большие пальцы рук до их омовения. Перед произнесением слов о Чаше немного поднимает её, потом, держа левой рукой, знаменует. Тайносовершительные слова он произносит, держа Чашу двумя руками и опираясь локтями на престол. Затем совершает коленопреклонение и возношение Чаши. На «Unde et memores» делает пять крестных знамений над Святыми Дарами, опираясь левой рукой на престол. «Supplices te rogamus» священник читает, низко наклонившись, соединив руки и положив их на алтарь. На словах «ut quotquot» («всякий раз когда») целует престол, а далее совершает два крестных знамения над Святыми Дарами и один раз осеняет себя. При поминовении усопших соединяет руки. Произнося: «Также и нам, грешным», ударяет себя в грудь правой рукой. При чтении «Per quem» трижды знаменует Святые Дары на словах «освящаешь, животворишь, благословляешь», потом открывает Чашу, преклоняет колени, встаёт, берёт Гостию в правую руку, держа Чашу левой, осеняет её от края до края трижды при чтении «Per Ipsum», а потом два раза совершает крестное знамение между краем Чаши и своей грудью. В конце совершается малое возношение Святых Даров, при котором Тело держится над Чашей.

 



 
PR-CY.ru