КАМЧАТСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ

КАМЧАТСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ – миссия РПЦ, действовавшая на территории современного Дальнего Востока. Основана в 1742 г. Первоначально относилась к Иркутской епархии, в 1761 г. была упразднена, в 1912 г. возрождена в составе Владивостокской епархии, с 1916 г. – в составе Петропавловской епархии (с 1916 по 1922 гг. – Камчатская и Петропавловская епархия, с 1993 г. – Петропавловская и Камчатская епархия). Перестала существовать после установления в 1922 г. советской власти на Дальнем Востоке. Камчатка была одним из самых дальних географических и социальных объектов миссии РПЦ. Первыми на северо-восток России приходили служилые (казаки, стрельцы) и промышленные люди, которых влекла надежда на быстрое обогащение. Промысловые артели пополнялись добытчиками морского и пушного зверя за счёт крещёного коренного населения. Хозяин артели, получив разрешение епископа или благочинного, крестил коряка, ительмена, алеута или чукчу, давал ему своё имя и фамилию, тем самым как бы вводя в свою семью. Миссионер или приходский священник появлялись на этой территории после того, как возводились остроги, и процесс присоединения к России укреплялся сменными или стационарными военными и казачьими гарнизонами. В 1705 г. по благословению митрополита Тобольского и всей Сибири Филофея (Лещинского) на Камчатку с миссией проповедника прибыл архимандрит Мартиниан. За 12 лет его служения крестилось около сотни местных жителей. В это время происходили казачьи бунты в камчатских острогах, поднимались восстания большерецких камчадалов. В 1717 г., при архимандрите Мартиниане, первопроходец, первооткрыватель Курильских островов казак Иван Петрович Козыревский принял монашеский постриг с именем Игнатий. Между Нижним острогом и рекой Ключевкой он основал пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы с богадельней и мастерскими. В 1717 (1718?) г. архимандрит Мартиниан мученически погиб, возможно, был убит «собственными людьми, по наущению какого-то казака» либо камчадалами. Опыт первой миссии выявил главную проблему в распространении православия на Камчатке – наличие языкового барьера. Миссионерам необходимо было овладеть языками аборигенов, чтобы общаться с ними и совершать богослужения на понятном им языке. В то же время нужно было открывать школы и обучать русскому языку детей и взрослых. Такую задачу поставил Синод перед новой миссией. Определением от 22 декабря 1730 г. Сенат дозволил давать крестившимся льготу при выплате ясака на десять лет. Было решено послать на Камчатку образованного священнослужителя. В 1732 г. посольство возглавил учитель Московской славяно-латинской академии игумен Варфоломей (Филёвский). Его миссия не достигла полуострова, но 200 букварей, которые везли миссионеры, всё же попали на Камчатку. Серьёзное влияние на становление православия на полуострове Камчатка оказали и две научно-географические экспедиции Витуса Ионассена Беринга – Алексея Ильича Чирикова (1725–1730 и 1733–1741 гг.). По итогам докладов в Сенате капитан-командора Витуса Беринга на Камчатку вновь была отправлена духовная миссия.

 



 
PR-CY.ru