КАРМА - Страница 5

Раньше других об этом заговорили «еретики» – пудгалавадины, допускавшие подобную «квазиперсону» (pudgala), c ними полемизировали «ортодоксы», выстраивая аргументацию на основе диалектической формулы тетралеммы (они предлагали выбрать один из четырёх вариантов: вкушающий плоды действия идентичен совершившему его, они различны, они и различны и идентичны, и они ни то ни другое), в результате последние утверждались в том, что и карма, и её плоды реальны, но ни тот, кто совершил действие, ни тот, кто «вкушает» его плоды. Cоставитель «Виджнянакаи» сарвастивадов (см. ст. Сарвастивада; II в. до н.э. – I в. н.э.) сближал позицию пудгалавадинов с этернализмом (учение о вечности «я» и мира), отвергнутым Буддой. В классификациях абхидхармистов кармические действия рассматривались по способу их материализации, соотносительной приоритетности, этической характеристике, результативности и временным параметрам. Как и другие индийские философы, абхидхармисты делили действия на телесные, словесные и ментальные, различая среди них проявленные и непроявленные. Проявленность состоит в том, что кармические действия в соответствии с намерением действующего являются благими, неблагими или нейтральными, непроявленность – в воздействии на результат действия ещё и других, не поддающихся учёту факторов. Так, в «Абхидхарма-хридае» Дхармарши (III в.) телесные и словесные действия могут быть и проявленными, и непроявленными, тогда как ментальные – только непроявленными; с другой стороны, проявленные телесные и словесные действия, а также любые ментальные могут быть и благими, и дурными, и нейтральными, тогда как непроявленные телесные и словесные действия нейтральными быть не могут; наконец, нейтральные могут быть и связанными с аффектами, и не связанными с ними. Опираясь на древнее буддийское учение о решающем значении намерения для характеристики действия, абхидхармисты настаивали на том, что ментальное действие-намерение следует считать первостепенным, а значение поступков и слов вторичным. По этическим характеристикам кармические действия-намерения делятся на благие, неблагие и неопределённые. В палийской «Дхаммасангани» благие кармические факторы распределяются на три «корня» благой кармы: отсутствие алчности, ненависти и заблуждения; группы (скандхи) ощущений, представлений, волевых установок и сознания, связанные с этими «корнями»; действия, вырастающие из этих «корней». Неблагие факторы симметрично противоположны названным, нейтральные способствуют «вызреванию» благих и неблагих. В более поздних абхидхармических текстах кармические действия по результативности делятся на «чёрные» (дурные), «белые» (благие), «чёрно-белые» (смешанные) и ни те ни другие. Первые из них дают результаты «собачьи» и «бычьи», последние, означающие прекращение самих результатов, составляют удел совершенных. По длительности материализации кармические действия распределяются, по мнению Гхошаки (II в.), как «вызревающие» в течение данной жизни, следующей жизни, последующих рождений.

 



 
PR-CY.ru